5. Монгольская федералочка. Алтай-сити - Россия. Из путешествия Монголия-Алтай
CKOTOTOURISM: АЛТАЙ-МОНГОЛ ШУУДАН МОТОЖОРЫК-2016. ЧАСТЬ 5.
Настал 15ый день путешествия. Предстоял перегон в 400км от Баянхонгора до Алтай-сити по ФЕДЕРАЛЬНОЙ трассе, надеялись на асфальт. Хе-хе, наивные! Федеральная трасса выходящая из Баянхонгора – это набор колей одинаково утоптанных на пространстве примерно в три-четыре км шириной. Навигатор сходит с ума, предлагает развернуться и начать все сначала. )) Где-то км через 200 встретили группу французов, едущих в сторону Баянхонгора. Пообщались. Были правдивы и жестоки – на вопрос долго ли им еще мучиться на этой федералке, ответили честно – километров 200 точно, а дальше не знаем – выехали из пустыни. Печальны были их глаза.))
Едут они на совсем разномастных мотоциклах. Кто-то на старом гусе 1100, кто-то на свежем КТМ 1290. Нет у них привычки менять технику на более свежую. Есть старый верный мотоцикл, на котором пройдены десятки тысяч километров, на нем и ездят.
В какой-то момент понемногу отклонились от трассы – на 50 км. Вот так вот можно заблудиться на ровном (ну Монголия-то ровная) месте. От встреченных французов знали что последние 80км перед Алтай-сити – прекрасная асфальтовая дорога, и так на нее надеялись. И когда проехали 300 км – асфальта нет, потом еще 50 км – асфальта все нет – забеспокоились)). Момент конечно драматический – замудохались уже изрядно – и тут такой облом. Вел я, это был мой день). Но если бы не отклонились не увидели бы потрясающие виды, которые мало кто еще видел, ведь все едут по федералке)
Сориентировались на местности и рванули в сторону асфальта напрямик. Подверились с выбранным направлением, поговорив со встреченными местными. Кстати, монгольские лошадки реально очень маленькие.
Еще 50 км степи и бездорожья и вот он – асфальт!!!! Наконец-то!!! Блаженство!! Кайф!!! Можно просто ехать. Кузьмич в очередной раз обсох (у него бак 10 литров – хватает на 150 км) и пока заправлялись на обочине, встретили на трассе тех самых корейцев на бмв и мопеде из Улан–Батора – Монголия маленькая страна.)
Добрались до Алтай-сити, нашли гостиницу (успели занять последние номера перед немцами мотоциклистами) и заселились. Именно в ней снято эпическое видео (прилагается) про устройство монгольского душа, которое как нельзя лучше характеризует особенности монгольской души и монгольского же строительства. Смешное) Завтра предстоял день отдыха, поэтому вечером расслабились на всю катушку – в том числе и видео сняли)
Было уже 11 июня, 16 день в пути, отдых. Подлатали мотоциклы немного, надеялись купить сувениры на рынке, но монгольские праздники совпали с нашими – у них тоже было три дня выходных, да еще и выборы проходили. Утром нашли кафе , выбрали яичницу. В состав яичницы входило: яичница, картошка вареная, рис вареный, капуста квашенная))
Но зато в этот день, гуляя вечером по городу, остановили монгола в пиджаке и галстуке, неожиданно прекрасно говорящем на английском!!! (мы то уж думали что разговор будет как всегда: «ду ю спик инглиш?» - «йесЬ» - конец разговора )) ) Он и дал нам наводку на приличный ресторан китайской кухни с быстрым интернетом и отсутствием бууз в меню! Счастье есть!!! )
После ресторана с напитками, оттюнинговали мотоциклы в стиле монголтюнингстайл))
Несмотря на наличие китайских ресторанов, монголы китайцев не очень любят. Сказывается далекое и недавнее историческое прошлое. Сначала Китай при Чингизхане был частью Золотой Орды, потом Монголия была частью Китая. И сейчас китайцы с прищуром посматривают на практически незаселенную соседнюю территорию.
Утром следующего дня настроение отличное несмотря на вчерашний перебор с напитками) – едем уже в сторону Родины!!! И вроде бы федералка асфальтовая, жизнь налаживается!) Через 5 км после Алтай-сити асфальт кончился.))) И началось нечто худшее чем просто грунтовка – строящийся асфальт. Т.е. дорогу активно строят на запад, но ехать приходится по пыльным, разбитым грузовиками – самосвалами дорогам рядом.
Ну к пыли уже привыкли – на равнинах Гоби без нее никак. Пыль везде, визор эндурошлемов в пыли с обеих сторон, пыль в носу, горле, одежде. Хуже всего, когда нет ветра – пыль никуда не уносит, езда грядкой не всегда возможна, растягиваться колонной бесполезно – пыль не оседает. В конце концов, начался асфальт, где-то посередине в поселке Дарви поели буузов и приехали в Ховд.
Доехали почти без приключений, не считая спустившего колеса, опять у меня, но в этот раз заднего. Решили разделиться - мало воды, жарко. Бортировать жесткую резину митас на заднее колесо - хороший опыт, он нам потом пригодился)
Наш квартирмейстер Кузьмич поехал искать жилье и встретил местного казаха. На западе Монголии казахи живут компактно – бежали туда из Казахстана сначала от царя, потом от большевиков и так там и осели. У него и решили остановиться – сделать приятное Арману.
Неудачная была ночевка в итоге. Делали шашлык, но и монголы и местные казахи не умеют готовить мясо. Совсем не умеют! Шашлык был в виде пересоленых угольков, пожарен на рубероиде. Ночевали тоже по разному. Парни в юрте – более-менее, мы же с Игорем в сарае с земляным полом на койке укрытой тряпьем. На помойке вобщем). Утром поехали на рынок –облом – закрыт из-за праздников .
Несмотря на неудачную ночевку стартовали в хорошем настроении – до границы 300 км!!! По дороге опять немного заблудились на федеральной трассе – частично идет между гор – это северная часть монгольского Алтая. Уже смирились с тем что до границы доехать не успеем. Но внезапно выскочили на асфальт и поняли – есть шанс успеть проскочить границу!!! Втопили, приехали и обломались!
Помните про праздники и выборы? Так вот, три дня граница была на замке. В буквальном смысле этого слова. Закрыта. Нихт. Нельзя. Ждите три дня. У нас, монголов, праздники! Скопилась адова очередь, попытка проехать без очереди не прошла. Вот она, Родина, за забором, но нельзя! Заночевали рядом с очередью, сняли юрту, по 160 рэ с носа. Есть неплохие моменты в этой жизни!!!
Пообщались с местными ребятишками, раздали остатки маленьких сувениров. Рома раздавал оставшиеся тугрики)
Последний день в Монголии, еще есть тугрики, и есть рядом магазин!!! Хорошо подготовились к переходу границы! Пока готовились к переходу, периодически бегая в магазин, то за водочкой, то за колбасой, похолодало. Пришел сын хозяина юрты, ведром кизяка растопил буржуйку, задернул тундук – сразу стало жарко)
Утречком встали, граница работает с 10, встали на свое место в очереди, за 10 минут перед нами напихалось левака (пихает его специально выделенный монгольский жучила, в доле с погранцами конечно). Погранцы казахи. Но попытка Армана пообщаться ними по свойски вызвала обратную реакцию – «захочу, будете тут три дня стоять». Опять вспомнили про Восток, Азию и «что торопиться не надо…» (с). Но часа через четыре доползли до границы. Поняли – пройдем.
Ползли и от нервного напряга шутили про ВМФ) Войлочный Монгольский Флот)). В каждом путешествии у нас рождается юмористическая фича, которая помогает сбросить нервное напряжение, разрядить обстановку. В этот раз это была родившаяся где-то в Гоби шутка про Войлочный Монгольский Флот, с его кораблями с усиленной войлочной броней, войлочными ракетами и снарядами. Незатейливо, но нам помогало).
Пока стояли – с российской стороны проезжали удивленные монгольским менталитетом иностранцы, ну они еще не знали как оно там, дальше Попались москвичи с грузовиком сопровождения, едущие «познать Монголию». Ха-ха, без бууз Монголию не понять и не познать, а какие буузы, если ты везешь с собой грузовик со жратвой и обслугой? Ну да у каждого свой формат путешествия, важнее все-таки путешествовать)
Долго ли, коротко ли, прошли через монгольскую границу, где монгольские погранцы одним пальцем неспешно набивают информацию в свои войлочные компьютеры. Повысили дзен. Это Восток, это Азия. )
До Ташанты (погранпункт с российской стороны) 20 км прекрасного асфальта через перевал – это еще ничейная земля (20 км ничейной земли!!), среди зеленых холмов. Мухой проскочили нашу часть границы, в первом же кафе остановились и поели не бууз. Яичница! Салат! Блинчики! Чай, а не цай!!! Счастье есть! Родина – ты прекрасна! )
Пообедали и попрощались с Арманом. У него уже не было времени на Алтай, дома ждала работа, партнеры и он короткой дорогой двинул домой, в Казахстан, на Мангистау, хотя это путь не близкий, на недельку. Итак нас осталось шестеро.
Продолжение следует.....)