1. Байкал-Хубсугул, озера братья. Из путешествия Монголия-Алтай
CKOTOTOURISM: АЛТАЙ-МОНГОЛ ШУУДАН МОТОЖОРЫК-2016. ЧАСТЬ 1.
В мае-июне 2016 года мы, группа мотоциклистов под названием «Скототуристы», прокатились по маршруту Иркутск-Байкал-Монголия-Новосибирск. Ну и наконец-то собрались с силами и сделали отчет об этой поездке, который и представляю вашему вниманию. В конце будет также представлено кино.
Дальше идет много букв, ссылка на сам фильм будет в последней части отчета, по тексту будут ссылки на эпизоды не вошедшие в фильм, но которые нам показались интересными.
Коротенько поделюсь информацией о поездке. Длительность поездки – 25 дней, длина маршрута около 6000 км, из них примерно 4000 км разной степени тяжести оффроуда. Стартовали мы из Иркутска, закончили маршрут в Новосибирске. Мотоциклы отправили до точки старта и от точки финиша транспортной компанией, сами же летели самолетом. Это позволило избежать холостого асфальтового пробега в 10000 км и сэкономить минимум 2 недели времени. Ну а по финансам выходило то на то.
Состав участников у нас уже сложившийся, но, тем не менее, в каждой поездке добавляются новые участники. Итак, нас было 2 (два) карела, 3 (три) питерца, один москвич (но при этом питерец), и один казахстанец. Хотя ввосьмером мы практически никогда не ехали, по разным причинам. Семеро из нас прилетело в Иркутск самолетом из Питера, а наш казахстанский друг Арман своим ходом доехал до Иркутска от Алма-Аты.
Техника: два SUZUKI DRZ400, три BMW F80GS, BMW1200GS сухой, Honda AFRICA (старая), SUZUKI Djebel. Вот такая разномастная компания Но поскольку большая часть пробега была вне асфальта, то это не смущало, ну а на скоростных участках мы договорились разделяться на группы по скоростным возможностям техники. Хотя в дальняках мы предпочитаем поддерживать на асфальте скорость около 110-115 км/ч (реальных), больше не надо – выше утомляемость и расход бензина. Так что на группы мы делились из-за технических причин, а не из-за разномастности техники.
Например при возникновении технических проблем в пустыне, разумнее разделиться на две группы, одна остается чинить технику, ей скидывается основной запас воды, остальные едут до населенного пункта. Бывало что на шоссе начинало рубить в сон, тоже делились. Группа сонных дремала полчасика, потом нагоняла остальных.
Основная нитка маршрута: Иркутск – Байкал – Иркутск – переход в Монголию (Монды-Ханх)- оз. Хубсугул – Улан-Батор – Хархорин – пустыня Гоби – Алтай сити – переход в Россию (Ташанта) – Алтай (Чуйский тракт, Чемальский тракт) – Барнаул – Новосибирск. Ниже реальный трек нашей поездки.
Стартовали из Иркутска 28 мая, финишировали 21 июня в Новосибирске. Надо отметить, время для поездки немного не удачное, так как в это время и на Байкале и в Монголии и на Алтае еще весна, со всеми ее прелестями в этих местностях. А именно, днем температура +25, ночью до -6, а в пустыне Гоби и на Алтае очень много дождей.
Прилетели в Иркутск утром, приехали на ПЭК, навесили багаж на мотоциклы, и стартовали на Байкал, где посетили остров Ольхон. В очереди на паром встретили несколько шаманов, так же едущих на Ольхон. Как оказалось в эти дни у них проходит весенний сбор, на котором они шаманят на добро. Нам удалось поучаствовать в этом таинстве, но видео нет – нельзя снимать. Странным образом не сохранилось и видео просто разговора с шаманами (около часа), которое мы снимали в очереди на паром. Такая вот мистика. Или технический сбой. Тут каждый верит в то, что ему ближе. Мнения участников мотопохода тоже разделились
Ночевка на Ольхоне запомнилась красотами Байкала и ночной температурой -3 при дневной +25. И хотя все готовились к холодным ночевкам, однако замерзли все. )
На подъезде к парому на Ольхон начались первые технические проблемы (хотя мотоциклы достаточно тщательно готовились. На 800ом гусе Армана потекла передняя вилка, на 1200ом гусе Валеры потек кардан (что еще раз доказывает бмв – гавно ). Поэтому на пути с Ольхона на погранпереход с Монголией мы разделились. Три человека остались в Иркутске на ремонт, остальные двинули дальше в сторону границы. Встретиться договорились на погранпереходе на следующий день.
Нужных запчастей в Иркутске не нашлось, поэтому вилку вылечили дедовским способом – вымочили сальники в бензине и поставили обратно. Вилка без проблем прошла весь нелегкий маршрут через Монголию. Ну а кардан большого гуся перестал течь сам по себе (вот что грязь российская животворящая делает! ), и в дальнейшем течь больше не появлялась.
Передовой отряд заночевал где-то на просторах Бурятии в 80 км от границы, отстающие – в Бурятии же, но в 300 км от границы. Встретились же мы в итоге только в Монголии, в поселке Ханх. Во время прогулки по поселку в гостеприимной Бурятии нас повязали за распитие пива в общественных местах, но, как это и принято у мотопутешественников, съехали на разговорах.
Процедура перехода границы стандартная, но на монгольской стороне очень медленная. Есть одна важная особенность – если планируешь выехать через погранпереход, отличный от пункта въезда, надо делать специальную бумагу на транспортное средство. Вот ее-то нам и делали пару часов на 5 мотоциклов. Но это Азия, здесь надо просто спокойно ждать и повышать свой дзен Дорога к границе идет через красивейшие места – предгорья Саян. Глаза сломать можно от красоты
Троих оставшихся как раз посетил тот самый дядюшка облом . Как оказалось, несмотря на международный статус, через переход Монды-Ханх могут переходить только россияне и монголстане, а вот гражданам Казахстана – нельзя. А когда парни остановились пообедать в приграничной зоне, нашего казахстанца Армана чуть не повязали погранцы – нельзя ему там было быть . В итоге опять разделились – Арман поехал на погранпереход через Улан-Удэ, а парни нас догонять в Ханхе. Встретиться с Арманом договорились уже в Улан-Баторе.
Еще парни на смотровой Байкала встретили интереснейшего человека, инвалид идет пешком в Крым. С собой – маленький рюкзачек, одет в ветровку. ВСЕ!! Здесь интервью с ним
Забегая вперед скажу, что Арман, будучи штатным толмачом всех наших поездок, отлично пообщался с бурятскими парнями по пути в Улан-Удэ. В хорошем смысле конечно же . Ознакомился с различными тонкостями бурятского быта, что едят, что пьют, что курят . Вобщем доехал хорошо.
В Ханхе поменяли доллары на монгольские тугрики, ночевать устроились на пока еще закрытой турбазе на берегу оз. Хубсугул, которое называют младшим братом Байкала. Несмотря на взятые удочки порыбачить не удалось (а Хубсугул славится рыбалкой) – 30 мая, середина местной весны, озеро еще полностью подо льдом, толстенным льдом.
На базе познакомились с русскоговорящим монголом (учился в СССР), сидит пивко попивает, рыбку ест, хариуса. Нас угостил и рыбкой и пивом, мы ему водочки дали – для него и его старухи . Разговорились про всякое, спросили про дорогу вдоль Хубсугула, слухи про нее всякие ходят. Ответ удивил (поначалу): «У вас же два колеса на мотоциклах? – Да – Значит проедете» Как потом оказалось мотоцикл – универсальное средство передвижения монгольских кочевников, заменивший лошадь. Современный монгол ездит на китайских мотоциклах Мустанг-5 (200 или 250 кубиков), заменивших наши ижи.
Ночевка прошла в целом неплохо, хотя за бортом было -6, но в комнатке на троих, куда заселилось 7 скототуристов, была печка, а у нас с собой был Золотой Чингисхан – монгольская водочка. Так что утром проснулись бодрые, умылись ледяной водичкой из озера и погнали.
Путь пролегал по монгольской федеральной трассе , на высотах от 1500 до 2000 метров. Ночевка предполагалась на южном берегу Хубсугула – в городке Хатгал. Пройти предстояло 180 км, из них, по словам Бата (встреченного вчера монгола), первые 60км простые, средние 60км сложные, ну и потом 60км простых. Посуху на авто эти 180 км проходят за два дня, мы прошли за 9 часов и молились, чтобы не было дождя – иначе зависнуть можно на недельку на этой дороге.
Дорога идет вдоль берега озера, виды красивейшие, видны заснеженные восточные Саяны, высокогорный лес из кедра и сосны, на пригретых солнцем полянках цветут эдельвейсы… «Простые» километры – это грунтовка, песочек, камни, каменистые подъемы и спуски. Средние 60км – дорога идет посреди торфяного болота, лужи, грязь и прочие радости эндуриста. Понятно, что после дождя это просто непроходимая топь. Но нам повезло.
К вечеру малость подуставшие добрались до Хатгала, с радостными воплями прохватили 5 км по асфальту и заночевали в юрточном кемпинге. Не сезон, туристов нет, смотрящий за кемпингом накормил нас вкуснейшей картохой с мясом яка. Опять слюнки потекли)))
Видео федеральной дороги)
Пожалуй на этом завершу первую часть отчета) Дальше путь наш лежал в Улан-Батор, где предстоял день отдыха.