Сообщение отправлено
Я

Тернистый путь компании Benelli - старейшего мотопроизводителя Европы

Benelli – некогда один из известнейших производителей итальянской мототехники сегодня скрылся в пучине событий и лишь изредка их логотип появляется на немногочисленных моделях китайских мотоциклов. А это означает, что пришло время сдуть пыль с залежавшейся летописи и устроить очередной экскурс в историю.

Officine Meccanice Benelli – именно с этого названия и начиналась история марки Benelli, и это было имя мастерской, основанной вдовой Терезой Бони Бенелли для своих шестерых сыновей. Замысел был прост – не дать братьям Бенелли остаться без куска хлеба во рту. И даже за эту возможность им пришлось бороться собственными руками. Еще до обретения названия, часть фамильного имения была отведена под производственный участок, куда «мать Тереза», за счет средств, вырученных от продажи земель покойного мужа, установила набор станков и прочей утвари.Антонио, Франческо, Джованни, Джузеппе, Филиппо, Доменико и Тереза Бенелли

Там, пятеро братьев, за исключением младшего Антонио, оттачивали свое слесарное мастерство. Начав с ремонта ружей и простых механизмов, мастерская дошла до обслуживания немногочисленных в те времена автомобилей, что и подтолкнуло Терезу в 1911 году зарегистрировать фирму для своих сыновей, дав ей название «Officine Meccanice Benelli», что дословно означает «Механическая Мастерская Бенелли».

Со временем, к простым работам по починке и настройке добавилось производство запчастей для собственных нужд, и, казалось бы, все шло своим чередом, но в 1915 году Италия присоединилась к Альянсу в Первой Мировой Войне, открыв фронт в Альпах, что несколько изменило профиль деятельности мастерской Бенелли с ремонта велосипедов и машин на военную технику и прочие механизмы.

Землетрясение, произошедшее 17 мая 1916 года, чуть не стало для молодой компании роковым, мастерская и жилище семьи Бенелли были уничтожены. Тем не менее, глава семейства Тереза вновь нашла в себе силы побороть судьбу и найти новое жилище, а ее сыновья переделали старый сарай в настоящую мастерскую, которая через несколько лет превратилась в полностью функционирующий завод. В 1920 году силами братьев был создан первый мотоциклетный двух-тактный двигатель с объемом в 75 кубических сантиметров, который был тут же встроен в велосипедную раму. Получив первоначальный опыт в постройке мотоциклов, годом позднее, мастерская Бенелли выпустила свой первый настоящий мотоцикл с двигателем собственной разработки и увеличенным объемом равным 98 кубических сантиметров. Спустя еще два года пришло время и младшему сыну Антонио принять участие в судьбе бренда Benelli. «Тонио Ужасный» от природы был великолепным пилотом, что он и доказал, выиграв четыре чемпионата Италии за пять лет, пилотируя Benelli 175, принесший компании успех и славу.

Антонио Бенелли участвует в гонке с Дорино Серафини

О мотоциклах шестерых братьев заговорил весь континент, но к сожалению, Тонио не смог стать тому свидетелем. Черная полоса в его жизни началась в 1932 году, когда в ходе гонки у него произошла серьезная авария, поставившая крест на дальнейшей спортивной карьере, а затем, 27 сентября 1937 года, молодой Антонио погиб в дорожной катастрофе.

Тонио и его победный Monalbero Corsa 175

Не смотря на столь болезненную утрату, завод продолжал функционировать, и даже в годы Второй Мировой войны он производил мотоциклы для нужд армии, хоть и был впоследствии уничтожен бомбардировщиками. Перед самым началом столкновений, в 1939 году, одним из оставшихся братьев, Джованни Бенелли, был разработан четырехцилиндровый 250сс мотоцикл с водяным охлаждением, системой ГРМ DOHC и компрессором. Мотор раскручивался до 10 000 оборотов в минуту и обладал мощностью в 52,5 лошадиные силы, а сам мотоцикл мог разгоняться до 235 километров в час.

Сегодня данный мотоцикл находится в частной коллекции знаменитого итальянского мото-энтузиаста и конструктора Джанкарло Морбиделли. В одном из интервью, данном английскому издательству MCN, он рассказал занимательную историю этого мотоцикла. С началом войны недостроенное произведение инженерного искусства Джованни было разобрано на части и спрятано от посторонних глаз. Двигатель был спущен в осушенный колодец, а рама была закопана под стогом сена в амбаре. Подобные решения уберегли разработки, ведь Пезаро - родной город семьи Бенелли, подвергался ожесточенным бомбежкам во время войны. С выходом Италии из военной кампании в 1943 году работа над прототипом продолжилась.

Мотоэнтузиаст и конструктор Джанкарло Морбиделли с его коллекционным Benelli 250

По словам Морбиделли, однажды мотоцикл выехал на тестовые испытания на длинной прямой дороге, пролегавшей вдоль железнодорожного полотна. Машинист поезда, следовавшего по нему, заслышав шум несущегося четырехцилиндрового компрессорного мотоцикла, принял его за звук приближающегося бомбардировщика. Он экстренно остановил поезд и бросился наутек в поля, стараясь скрыться от второго захода.

Разработка Джованни могла покорить всевозможные пьедесталы европейских чемпионатов, но после окончания войны принудительный наддув был запрещен в гонках и маленькому итальянскому дьяволу так и не удалось полноценно выйти на трек.

Вплоть до 1949 года завод не мог возобновить производство. Оставшийся запас нераспроданных армейских мотоциклов переоборудовался в гражданские и уходил в продажу, что дало возможность Benelli поднабраться сил перед повторным запуском производственных линий. Между братьями стали возникать конфликты, один из которых вылился в уход Джузеппе Бенелли из компании с целью основания собственного производства, получившего имя Motobi.

Дарио Амбросини - гонщик команды Benelli на Национальном Мото Гран-При 1949

В послевоенное время производство Benelli было сосредоточено на малокубатурной технике, разоренная войной Италия нуждалась в дешевом и простом транспорте. Другие итальянские производители вроде Ducati, Moto Guzzi и Laverda находились в схожих условиях, а общая экономическая обстановка сказалась на популярности бюджетных скутеров Vespa и Lambretta. Benelli же в свою очередь начали экспорт в США, где их мотоциклы продавались под брендом Riverside.

Реклама мотоцикла Benelli под брендом Riverside в США

Тяжелые времена для итальянских мото-производителей начались в конце 60х годов, когда на рынок ворвались японские марки. В 1962 году, фирма Джузеппе Motobi переживала отнюдь не лучшие времена, что привело к своеобразному «воссоединению семьи», и ее наработки нашли свое применение под брендом Benelli. Тем временем, технически продвинутые верхневальные Хонды со своими электрическими стартерами наступали на пятки многим производителям, серьезно портя их экономическое состояние. В 1973 году компания была куплена аргентинским предпринимателем Алехандро дэ Томасо, который известен многим благодаря спортивным автомобилям, выпускавшимся под его именем.

Томасо и его спорт-кары

Наряду с Benelli, под его крыло так же попал и их прямой конкурент Moto Guzzi, тоже переживавший не лучшие времена. После перехода под командование Томасо, Benelli сумели выпустить ряд технически продвинутых мотоциклов, среди которых были легендарные 350 GTS, 500 Quattro и линейка Sei, которая показала миру рядный шестицилиндровый двигатель на мотоцикле на 5 лет раньше Honda с их не менее легендарным CBX1000. Но, не смотря на все старания, мотоциклы по вине их технологичности, не отличались высокой надежностью и обладали внушительными ценниками, что привело к остановке производства 1988 году и слиянию Benelli c Moto Guzzi, которое образовало компанию "Guzzi Benelli Moto S.p.A.".

С уходом Томасо, Benelli попали в руки Джанкарло Сельчи – крупного промышленника и истинного патриота своего родного города Песаро, который надеялся возродить легендарный завод, но после провалившегося плана по пере-открытию производства в 1995 году, многострадальческая компания снова сменила владельца. Им оказался Андреа Мерлони, предприниматель, который проявил энтузиазм и обладал тугим кошельком. Он привлек деньги на разработку первоклассного супер-байка Benelli Tornado 900 и более позднего Benelli TNT.

Benelli Tornado 900 2003 года выпуска

И вновь высокие технологии, и относительный успех не помогли компании остаться на плаву, убытки от производства привели к тому, что в 2005 году Мерлони продал легендарную итальянскую марку китайскому производителю Qianjiang, который владеет ей и по сей день.

Сегодня Benelli специализируются на производстве бюджетной среднекубатурной мото-техники, предназначенной для рынков Европы и некоторых стран Азии, что и подводит черту под этой длинной, наполненной событиями, взлетами и падениями истории некогда чистокровной итальянской марки Benelli, которая начинала свой путь со станков в крыле родительского дома и была незаслуженно забыта не только свежим поколением мотоциклистов, ассоциирующих этот бренд с маркой «Stels», но и современниками.

Stels Benelli 600

Остается только надеяться, что мы еще услышим о громких новинках под лейблом Benelli, но вряд ли они когда-либо будут создаваться с той же страстью и влечением, как это делали сыновья Терезы Бони Бенелли.

6090
Изображение