Freerider
Глава 1.
Уже светло. Город проснулся и будет гудеть, как пчелиный улей, до самого вечера. Синоптики обещают, что всё в мире будет прекрасно, но я опять им не верю и принимаю решение без оглядки на прогноз. Мотоцикл.
Выходя из подъезда, бросаю взгляд на небо — характер облаков, скорость ветра, его направление. То, что я увижу, уже не имеет значения для выбора в пользу двух колёс на сегодня, но погодная, а значит, и дорожная ситуация должна быть оценена заранее. Возможно, несколько позже счёт будет идти на секунды…
Иду вдоль дома. Ленивые стрелы осеннего солнца не пробивают мотокуртку. Даже в недорогом экипе уже не жарко, но ещё и не холодно, и это лучшая пора для многих, несмотря на приближающееся закрытие мотосезона. На мгновение присев, касаюсь рукой асфальта... Холодный... Июльского держака не жди... Некоторые прохожие смотрят удивлённо на моё шаманство, но большинству нет до меня никакого дела, как и принято в наше время.
Паркинг... Снимаю давным-давно выцветший чехол, ласково провожу рукой по обтекателю, протираю зеркала: «Привет, друг, сегодня наш день, покатаемся.» Да-да, мотоцикл для меня не фетиш и не удлинитель мужественности, а просто друг, с которым мне легко и приятно. Есть люди, которые живут одними только мотоциклами, и я уважаю их выбор, но в моей жизни есть и другое, не менее заслуживающее внимания и требующее времени и сил…
Отстёгиваю замок с колеса, запускаю двигатель и чувствую, как прибывает адреналин. Последние минуты перед поездкой — это минуты, когда предвкушение удовольствия создает в голове сумбур, и нужно собраться, оставить все лишние мысли здесь, чтобы при езде они не кренили мотоцикл в поворотах, как неумелая двойка.
Поехали... Трогаюсь уверенно и быстро. С прилегающей территории - на проспект, легко просчитывая траектории сонных, хоть и раздражительных с утра, машин. Без торможения и лишней суеты, с ходу вливаюсь в междурядье... Психологи говорят, что мозг среднестатистического обывателя окончательно просыпается к 11 часам утра. Что ж, приходится будить свой мозг раньше и думать «за себя и за того парня»... Внимание! вот и первая ловушка. Но это не лихая коробка: трамвайные пути, сегодня сухие, подленько посверкивают под колёсами, обещая однажды подловить за невнимательность и рассчитаться со мной за всю предыдущую удачу.
Удача… Мы все испытываем её, садясь за руль мотоцикла. Автомобили, металлические заборы-отбойники, сделанные по эскизам средневековой инквизиции, ямы на дорогах, перебегающие животные, пешеходы, пешеходы-животные (тут я имею в виду исключительно нажравшихся до свинского состояния и спьяну летящих на свет фар), другие, неслучайные в общем-то, случайности… Дорога опасна сама по себе, независимо от того, какое количество колёс везёт твою тушку. Степень риска, конечно, разнится, но по большому счету — как пуля находит цель, так и дорога находит жертву. Каждый день. Да, каждый... Но это наш выбор. Поэтому, выезжая, я никогда не думаю о времени, когда вернусь.
«Напрасный риск...», - эта мысль приходит незваным гостем, когда я в очередной раз опережаю попутный автомобиль в его же полосе... «Включи мозг! Сегодня едешь, как мудак», - даёт подзатыльник другая мысль, когда я едва-едва протискиваюсь между высоченным поребриком и мирно пасущейся у светофора Газелью... То самое, не до конца понятное нам самим, желание непременно опередить других, занять поул-позишн, чтобы в итоге, возможно, подняться «напидестал»... Впрочем, если взглянуть шире, это касается всей нашей жизни, для многих состоящей из постоянной борьбы за выживание, перемежаемой лишь короткими мгновениями отдыха и ощущения себя человеком счастливым…
Потихоньку на меня накатывает меланхолия, и наступает расслабленность. Перед сменой стиля вождения, как заключительный аккорд, почти чиркаю подножкой в плавном, широченном левом повороте с Пискарёвского проспекта на Свердловскую набережную. Повернув, заняв нужную мне полосу впереди всего потока, сознательно еду посередине этой полосы - начинаю отдыхать за рулём и наслаждаться видами.
Как известно, человек может бесконечно смотреть на 3 вещи: как горит огонь, как течет вода и как работает другой человек. Нева неизменно притягивает мой взгляд, оправдывая народную мудрость. На относительно коротком участке от Пискарёвки до моста Александра Невского я успеваю подумать о разном: о свинцовом цвете реки и мёрзнущей в ней густере; редких в этот утренний час «бездельниках», фланирующих по набережной; крестах, венчающих купола на другом берегу; Боге и, собственно, о том, почему я обо всём этом думаю… В довершение всего - о той секции ограждения, которую дорожные рабочие заботливо оставили на проезжей части, и в которую я только что чуть не убрался.
Привстав на подножках, стряхиваю с себя ауру человека, склонного к рефлексии, и вновь становлюсь вменяемым, собранным до предела водителем.
Центр города — центр Земли. Перемещаясь в тёплом облаке выхлопных газов, получаю персональную дозу едкого чёрного дыма из-под автобуса... Эх, желтопузый, не любят тебя хозяева... Довольный своим хулиганским поступком, автобус уползает к остановке, но удушливый смрад, плотно обосновавшись под интегралом и осев на недельной небритости, призывает меня сделать единственный правильный вывод: ехать нужно всем.
Однако, вот я и на месте. Паркуясь у офиса, переключаюсь в режим «клерк». Вообще-то, род моих занятий не позволяет мне так называться, но все рабочие кабинеты похожи друг на друга поразительным умением делать свободных людей не вполне свободными. Во всяком случае, на время нахождения в четырех стенах.
Я - фрирайдер. Границы моей свободы за рулем мотоцикла, выбор направления и манеры езды — всё это определяется только границами чужих свобод. Я прекрасно понимаю, что, несмотря на 30 лет мотостажа, вожу во многом не по науке, что я не гениальный пилот, не мастер станта или мотофристайла, и даже не мототусовщик. Принимая увлечение двухколёсными ещё с детских лет как часть конкретно своей судьбы, я не склонен прививать кому-то интерес, подобный моему, доказывать, что мой выбор способа самоубийства средства передвижения единственно правильный. Я просто живу и катаюсь, пока катается.
Конечно, как и другие, нормальные, правильные мотоциклисты, я также люблю читать тематические сайты (да, чувак, Мотобратан в первую очередь:)...); с аппетитом саранчи пожираю чужие отчёты о дальняках и поездках к близлежащим артефактам; выискиваю на Youtube видеоролики Болта, Jet00CBR, НедоБайкера и других трудолюбивых и понимающих людей, посвятивших много времени мототеме; просматриваю в межсезонье объявления о продаже; захожу в мотосалоны, садясь на тот или иной новый, ещё никем не объезженный, обещающий сумасшедшие возможности байк в ожидании внезапного озарения - «то, что надо!» - и последующей за этим озарением, уже далеко не спонтанной, покупки... Но всё это всё равно остаётся где-то внутри меня, потому что является лишь частью.
Разумеется, мотосообщество не может быть однородным и статичным. Как и любое другое сообщество людей, оно являет собой живой организм, трансформирующийся с течением времени (кэп!). Отдельный мир - со своими яркими звёздами и просто-бликами фонарей на асфальте; харизматичными индивидуальностями и своей, не менее важной и нужной, массовкой; с неподверженными старению традициями и, конечно, с отдельными выскочками — «людьми неумными», по мнению «местного» большинства, бессовестно нарушающими эти самые традиции, и тем не менее вносящими свою лепту в понимание остальными того, КАК ЖЕ ОНО ДОЛЖНО БЫТЬ.
У мотобратьев и сестёр в этом их мире есть всё, присущее обычным людям — политические споры и закулисные игры, коммерческая составляющая, социальные проекты, общение, эмоции, общие и частные трагедии и такие же общие или частные радости. Глядя на всё это бесконечное движение - неважно, вперёд или по кругу - участвуя в нём даже отчасти, невольно задумываешься над его природой, анализируешь причины и следствия, факты, читаешь комментарии, видишь, как тесно мотожизнь переплетена с другими областями и сферами человеческого бытия. Дебаты - и на форумах, и вживую - порой выходят далеко за рамки банальных споров «чьи яйца железней», меняя нас, заставляя отказаться от молчаливой позиции или наоборот — больно щёлкая по носу тех, кто невовремя вылез из норы. И это хорошо. Это не даёт нам заплесневеть, сложить лапки и смиренно дожидаться беззубой старости. Да, иногда мы попадаем в аварии, во всех смыслах. Иногда жизнь — боль. Но эта боль позволяет нам чувствовать себя живыми.
Завершая чуждое любому воспитанному человеку морализаторство, пользуясь случаем, хотел бы отметить, что я очень уважаю отдельных людей - работяг, на чьих плечах лежит многолетняя организация питерских мотоциклистов, постоянный поиск новых возможностей, конкретные дела, как например, совместные выезды в интернаты, общение с детьми. Невозможно также не уважать создателей этого ресурса и его бессменных лидеров. Их дружбы я не ищу, имена перечислять не буду — все и так их знают, лучше меня. ) Можно не соглашаться с их взглядами по отдельным вопросам, но нельзя недооценивать их работу и вклад в общее дело. Респект.
Пожалуй, обо всём вышесказанном можно было бы написать отдельные главы, попробовать превозмочь баянистость собственных измышлений и даже обратить непопулярный формат «многобукав» в какой-нибудь более популярный среди суровых байкеров формат… ) Но в этом вряд ли есть смысл. Поэтому 1-ая глава, по всей видимости, останется и последней.
Freerider… К чёрту! Есть другое созвучное определение - free reader. Всем нам, живущим здесь и сейчас, независимо от стажа и предпочитаемого байк-класса, независимо от нахождения в каких-либо MC или FMC, любви к пятничной выпивке или трогательной заботы о печени, езды в колонне или поодиночке, привитых в детстве хороших манер или жёсткости в общении, граничащей с хамством, выбора стиля вождения и стиля жизни в целом - всем нам хорошо бы оставаться свободными в восприятии окружающей действительности, отметать стереотипы и навязываемые кем-то взгляды, думать своей головой, с лёгкостью ЧИТАТЬ людей и дорогу, и всегда выбирать свой собственный путь.
Удачи вам!
Jex