Harley-Davidson V-Rod "Проект 13"
Добрый день. Прошел ещё один год, и пришло время написать ещё одну статью. Сегодня разговор будет о кастоме на основе Harley-Davidson V-Rod.
В прошедшем 2017 году для нас “Проект Тринадцать” без сомнений стал самым большим и знаковым. Это работа многому научила и подняла на новый уровень как всех членов команды Ателье по отдельности, так и всё Ателье в целом. За прошедший сезон мотоцикл собрал рекордное (для нас) количество наград. Больше всего мы гордимся вторым место в Австрии на European Bike Week Faaker See. Но давайте по порядку.
Немного подбитый HD V-Rod был куплен на американском аукционе в конце 2015 года. Долго ли, коротко ли, пережив приключения, которые только он сам смог бы рассказать, если бы умел разговаривать, мотоцикл оказался в мастерской. В качестве первого о себе впечатления при встрече, он завелся, поработал пару минут, и заклинил мотор так, что его было не провернуть рычагом за коленвал. Так себе знакомство получилось. Ситуация неприятная, но не смертельная. Двигателем Revolution нас не напугаешь. Мотор был разобран (а попутно было разобрано всё остальное), отдеффектован, перегильзован, покрашен и собран.
Пока мотоцикл томился где-то в контейнере посреди Антлантического океана, была проработана общая идея и отрисованы эскизы. А с чего начинается кастом? Правильно, с колёс. Мы взяли болванки диаметров семнадцать и восемнадцать дюймов. Спереди под покрышку 180/55/18, сзади 330/30/17. Отфрезеровали рисунок в виде пяти тонких сдвоенных лучей, чтобы диски выгляди легкими и даже воздушными. Изначально хотели сделать ярко желтыми, либо с вкраплениями ярких цветов. Но, в результате долгих переговоров, была согласована покраска в серых тонах с “объемным узором”. С колёсами позже, когда мотоцикл был уже собран и обкатывался (у нас же свежесобранный мотор) была ещё одна история. В поворотах обнаружилась вибрация в передней вилке. Помните тоненькие лучики у диска? Сразу же претензия к инженерам, перепроверяйте нагрузки на ваше изделие. Уныние пришло в ателье. Ладно болванки в помойку, но ещё и работа по фрезеровке и покраске. И нет времени сделать новые диски до выставки... Обошлось. Инженеры всё проверили, говорят запас десятикратный, должно работать. И только тогда обратили внимание на не затянутые болты при сборки вилки.
Бывает. Собственно, про вилку. Перья стандартные, фрезерованные траверсы, стойки руля, кронштейны суппортов (суппорта Beringer). Выточены чехлы. Провода и шланги убраны в руль. Всё сделано на высоком уровне, красиво, дорого и аккуратно. Но, справедливости ради - этим уже мало кого можно удивить. Всё это мы уже реализовывали на прошлых проектах, так же как и вынос ведущего шкива с опорным подшипником. Все мотоциклы, которые мы выпускаем из ворот Ателье, в обязательном порядке тестируются, в том числе и на дорогах общего пользования. Нам нравится думать, что плоды нашего труда не пылятся в паркингах или гаражах, а вполне себе “наваливают по полям и весям”.
Кстати говоря, “Проект Тринадцать” позволяет с не меньшем комфортом, чем стандартный HD V-Rod, путешествовать на большие расстояние (проблема есть, разве что, в отсутствии как самих кофров, там и возможности их установки). Мы установили удобный черный руль от лимитированной версии Suzuki Boulevard M109, и как следствие, сохранили посадку с прямой спиной. Много раз озвучивалось подозрение, что из-за широких колес теряется управляемость. Конечно, на этом мотоцикле не покажешь рекордов на треке. Но покрышки, которые мы используем, разработаны специально для мотоциклов. И если у вас получалось закладывать “до подножек” стандартный V-Rod, вы сможете делать это и на широких колесах всего через пару дней активной езды.
Без сомнений, самой важной, выдающейся и привлекающей внимание профессионалов особенностью "Проекта Тринадцать" является даже не сам фрезерованный консольный маятник, а система задней подвески этого маятника. Инженерная работа началась за долго до отправки лота из США. Задача была поставлена по военному просто и коротко: “В кратчайшие сроки разработать консольный маятник для V-Rod, установка которого не будет требовать какой-бы то ни было доработки рамы или бака.” (Заметим в скобках, что мы всё таки срезали точки крепления амортизаторов в эстетических целях). “Кратчайшие сроки” составили приблизительно пол года. Это были весна-осень 2016 года. Фрезерный станок находился в состоянии перестройки, а второй ещё не был приобретен. Все свободные люди были брошены на разработку этого узла. И в результате мы получили (на сколько мы знаем, единственные в мире) возможность делать односторонние маятники, которые можно установить в гаражных условиях без сварки, болгарки или замены бака на малообъемный. Набив шишек на проектирование “Проекта Тринадцать” (некоторые детали переделывалась по четыре-пять раз), мы получили полноценный Инженерный Отдел с молодыми специалистами, которые не боятся амбициозных задач. Для Ателье - это серьезный прорыв.
Что собственно представляет из себя маятник с технической точки зрения? Это составная деталь из четырех частей (дабы сэкономить на заготовках и не делать кубометры дорогостоящей алюминиевой стружки), которая собирается один раз на “горячую”. Амортизатор Ohlins жестко крепится к маятнику с левой стороны таким образом, что его видно целиком. Кронштейн рычага устанавливается на штатные точки крепления в раме. (На всех рамах V-Rod есть эти точки. На версии Muscle к ним крепят кронштейн разведенного на две стороны глушителя, на Street Rod подножку водителя. На Night Rod Special просто стоят заглушки). Ведомый шкив и тормозной диск мы изготовили сами. Суппорт от идеологически близкой к Harley-Davidson марки Buell перенесен на левую сторону, чтобы разгрузить “видовую” сторону проекта. На правую сторону маятника выведена ручка регулировки жесткости амортизатора. С учетом того, что мотоцикл используется в реалиях российских погодных условий и дорог, большое открытое заднее колесо создавало определенные проблемы для пилота. В случае мокрой или грязной дороги вся спина, шлем (да и сам мотоцикл) закидывались грязью. Мы нашли элегантное решение этой проблемы. В случае необходимости можно нажатием кнопки выдвинуть полноценное заднее крыло. Также хочется отметить, что мы полностью сохранили функции ABS.
Желтый стеклопластиковый обвес. Яркая, большая и в первую очередь привлекающая внимание деталь мотоцикла. Мы взяли монокок одной известной в узких кругах российской конторы. Тщательно выровняли, внедрили в него задний фонарь и отдали на покраску профессионалам. Опять же ничего необычного для кастом V-Rod'a. Было желание сделать что-то новое, но не удалось согласовать сроки с владельцем. Однако наработки есть и они пошли в производство. Нам будет чем удивить вас в следующих проектах!
В завершении этой статьи, хочется сказать, что сейчас, когда вы читаете этот материал, мотоцикла который вы видите на фотографиях уже не существует. “Проект Тринадцать” сменил владельца. Был полностью переработан дизайн. И в данный момент мотоцикл разобран и готовиться к своему перерождению. Следите за обновлениями.
Краткий список работ по “Проекту Тринадцать” :
— Куплен в на аукционе в США
— Ввезен через Финляндию, растоможен
— Полностью разобран
— Двигатель разобран и собран. Заменены гильзы, поршни, масляный насос. Покрашен.
— Рама, подножки, тяги, кронштейны покрашены.
— Сделано в Ателье:
· Диски колесные (под покрышки 330/30/17 и 180/55/18, художественная покраска)
· Ступицы передние
· Траверсы (анодирование)
· Чехлы (анодирование)
· Кронштейны крепления суппортов (суппорта Beringer, тормозные диск Galfer)
· Стойки руля (анодирование, тормозная машинка и машинка сцепления Beringer, проводка убрана в руль, армированные шланги в том числе и магистраль сцепления также в убраны руль)
· Корпус опорного подшипника, удлинение вала ведущего шкива, декоративная крышка
· Консольный маятник и система рычагов подвески (на основе амортизатора Ohlins с регулировками жесткости, отбоя и сжатия, усиленные подушки двигателя)
· Кронштейн крепления заднего суппорта на левую сторону (с сохранением функций ABS, суппорт Buell, тормозной диск сделан в Ателье)
· Ступица задняя
· Ведомый шкив
· Кронштейн крепления ГРЗ
· Механизм откидывание заднего крыла (управление электронное)
Тараненко Юрий. Mat Custom.
Фото: Илья Фёдоров и автор.