Из Ленинграда на Памир. Отчет про путешествие.
Из Ленинграда на Памир.
Kill a CRAP in YourSELF.
Обычно езжу в дальняки один, мне так комфортней и интересней. Но Памир, поехать на который мечтают многие, это место не для одиночного путешествия. В феврале месяце питерские ребята , с которыми катался прошлой осенью в Казахстан, пригласили поехать с ними на Памир. Этот шанс упускать было нельзя и я с радостью вписался Хотя из-за траблов на работе 100% уверенность что еду была за два дня до старта. Но готовиться я из-за этого не прекращал, в начале апреля обкатал мотоцикл, провел ТО и подготовку к поездке. Ну и 24.04 мы стартовали.
![](https://img2.motorussia.ru/new/images/630/72/182972.jpg)
Сначала нас было 4-ро. 24 – пятница, доехали до Валдая, там 25го открытие сезон происходит. Посибели у гостеприимных валдайцев, поели фирменных котлет с «Диким морсом» и на утро стартовали дальше. В Москве встретились с еще одним участником поездки, временно москвичем, забрали посылку для передачи в Узбекистане и стартовали на Тамбов-Саратов-Уральск. В прошлом году границу с Казахстаном проходили в Астрахани, но степень убитости дороги на Казахстанской стороне зашкаливает (200 км сплошных ям) и мы решили попробовать другой маршрут. Не повезло. В этот раз оказалась убитой дорога с нашей стороны. Так что единственная хорошая дорога на Казахстан из наших краев проходит через Самару-Уральск.
![](https://img2.motorussia.ru/new/images/630/80/182980.jpg)
Долго ли коротко ли добрались до Уральска, где 5 вонючих, голодных и усталых мотоциклстов принял гостеприимный МэдМакс и его жена. Переночевали у них и выдвинулись на Атырау, где нас ждали ребята из местного клуба Wheelling Brothers, с которыми мы познакомились и подружились во время прошлогодней поездки. Прием как обычно был на высоте, стол, банька, разговоры. Спасибо президенту клуба Олегу Шмаль. Пригласили парней на следующий год на ИМИС.
![](https://img2.motorussia.ru/new/images/630/81/182981.jpg)
Дорога от Уральска на Атырау отличная, но казахстанские гайцы – злы. Штрафы – раза в три-четыре больше наших. Контроль скорости ведут стреляя из машин на ходу. Пару раз попались. С прошлого года знаем волшебную тактику – надо успеть проявить вежливость, поздороваться и спросить как принято на востоке «Как сам, как дом, как семья, как дети, как работа?» - и после этого самое страшное нарушение становиться не таким страшным. Оба раза отделались разговорами, похвалами стране, и футболкой и магнитиками
Надо сказать что не все дороги в Казахстане хороши. А в прошлом году еще и проблемы с наличием бензина доставали. В этом году только дороги Добрались до Бейнеу, где встретились с 6-ым участником поездки – казахстанцем Арманом – он единственный мотоциклист в городе Жанаозен. В Казахстане вообще мотоциклистов немного. На следующий день рванули 80км по убитому грейдеру до границы с Узбекситаном, надо было успеть к 8 по местному (6 по Москве) - к открытию границы. Иначе за день ее можно и не пройти.
![](https://img2.motorussia.ru/new/images/630/82/182982.jpg)
С казахстанской стороны границы управились быстро - Арман разговорился с одним из погранцов – оказались из одного рода, родственники у них общие в 6 или 7 колене нашлись Поэтому со словами погранца «это брат мой (про Армана) и его друзья – про нас» просквозили границу по быстрому.
![](https://img2.motorussia.ru/new/images/630/83/182983.jpg)
На узбекской стороне начали постигать дзен На востоке вообще нельзя показывать власть имущим что ты торопишься – дорого обойдется. Ну а пользуясь формулой «денег нет, времени дофига, боли мы не боимся» - пройдешь везде Во-первых непонятен алгоритм прохода границы – в итоге 4 человека прохожили по одному алгоритму, два последних – по другому. Для оформления документов надо две копии паспорта и ПТС, у нас было по одной )) Ксерокс есть в отделении банка на границе, где также платятся какие-то пошлины. Время 8-15 и конечно же отделение закрыто на…. Завтрак! По крайней мере так было написано на табличке в окошке «Ушел на завтрак» )) После этого ты готов ко всему. Разобравшись с бардаком, дошли до таможенного осмотра. Это отдельная история. Досматривают даже содержимое галереи на мобильниках – на предмет провоза порнографии Все равно провези – воображение у нас хорошее на все про все потратили около 3 часов.
![](https://img2.motorussia.ru/new/images/630/84/182984.jpg)
Далее Нукус, Хива, Бухара, Самарканд – города Великого шелкового пути, осмотрели достопримечательности. Но самая большая достопримечательность Узбекистана – бензин. Вернее его отсутствие. Бензин там двух типов «нет бензина» или «есть бензин» )) Там где есть – это честный 80ый . Но если не крутить движок, то мотики едут и на нем. Ну и вторая достопримечательность – автопарк. Это конечно же Дэу и Шевроле. В качестве такси и маршруток – матизы и микро-микро автобусы на базе матизов. Ну и в Узбекистане фактически на официальном уровне запрещено выделяться, поэтому самые богатые люди ездят на шевроле Каптива. Нарушишь – раскулачат быстро.
![](https://img2.motorussia.ru/new/images/630/85/182985.jpg)
Добрались до Джизака, где переночевали у Саида, получателя посылки из Москвы, и держателя некоторого подобия байк поста. Удивительно было увидеть в небольшом селе в гараже у человека 3 мотоцикла Поели вкуснейшего узбекского плова, который отличаетс zjn казахстанского малым количеством мяса, но большим количеством курдючного жира. Но необыкновенно вкусно, особенно под водочку На плов с водочкой поехали в местный ресторан, т.к. Саид воспитывает детей в строгих мусульманских традициях и алкоголь в доме запрещен всем, даже гостям.
![](https://img2.motorussia.ru/new/images/630/86/182986.jpg)
Саид проводил нас до границы с Таджикистаном и мы тепло попрощались. Наслышанные от Саида о плохих дорогах на «той стороне», отсутствии бензина и т.д. и т.п. затарились по уши 80-ым и приготовились улучшать дзен трудностями бытия в Таджикистане…. Границу прошли достаточно быстро, в Таджикистане надо платить эко сбор – 10 баксов с мотоцикла. Зато платные дороги для мото бесплатны – были потом приятно удивлены.
![](https://img2.motorussia.ru/new/images/630/87/182987.jpg)
Прошли границы, сжали очко в готовности к трудностям – и были шокированы! От границы идет отличная дорога, усыпанная АЗС, в том числе Газпромнефть, на которых есть даже 95ый!!!!
![](https://img2.motorussia.ru/new/images/630/88/182988.jpg)
Как же мало в Средней Азии соседи знают друг о друге. Это и понятно – у них между собой напряженные отношения, бывают и пограничные конфликты.
![](https://img2.motorussia.ru/new/images/630/89/182989.jpg)
Долетели до Худжента, где были в очередной раз поражены дорогами, количеством машин и освещенностью всего и вся. Заночевали и красиво отдохнули в ресторанчике.
На следующий день – красивейшие Фанские горы и ночевка на озере Искандеркуль. Красота! По дороге прошли Анзобский туннель – страшилка для всех путешественников. Из двух путепроводов работает только один, он недостроен – нет вентиляции, внутри нет покрытия, ямы в полколеса, со свода капает, лужи. При подъезде к нему понимаешь что легко не будет – из туннеля валит сизый смог от выхлопных газов. Нам повезло, не было пробки в туннеле, проскочили за 30 минут, потом еще 30 дышали на свежем воздухе.
![](https://img2.motorussia.ru/new/images/630/90/182990.jpg)
На Искандеркуле хорошо посидели на бережку с пивком, а после отважные ребята надев бронетюбетейки и бронешлепанцы поехали прокатиться вокруг озера. Хорошо это не кончилось – синяки и ушибы получили некоторые участники покатушек. Но в целом все обошлось.
![](https://img2.motorussia.ru/new/images/630/91/182991.jpg)
На следующий день – Душанбе и ночевка там. Надо получать два важных документа – разрешение на проезд в Горно Бадахшанский АО (он же Памир) и регистрацию. Без них доедешь только до первого КПП. Естественно (или не очень естественно ) , но в разгар туристического сезона разрешения не выдавали – обстановка напряженная.:) Оформили через турфирму, расположенную через дорогу от ОВИРа, втридорога конечно же.
![](https://img2.motorussia.ru/new/images/630/92/182992.jpg)
Впоследствии мы узнали, что в 2012 в Таджикистане был серьезный внутренний конфликт между памирцами и остальным Таджикистаном, поэтому вдоль всего памирского тракта стоят КПП с проверкой документов и регистрацией проезжающих.
![](https://img2.motorussia.ru/new/images/630/93/182993.jpg)
В Душанбе так же есть байк пост, ребята с которого нам и помогали с оформлением. Получив на следующий день документы, часов в 12 двинулись в дорогу. К нам присоединился парень из Уфы, но путешествие его было недолгим – на выезде из Душанбе перестал тянуть движок.
![](https://img2.motorussia.ru/new/images/630/95/182995.jpg)
Через Памир можно проехать несколькими маршрутами. Отличаются они красотой и качеством дорог. Конечно же чем красивее окрестности , тем хуже дорога.
![](https://img2.motorussia.ru/new/images/630/96/182996.jpg)
Собственно с выезда из Душанбе начинается путешествие по Памиру. Мы выбрали самый красивый маршрут через Калайхум – Хорог – Ишкашим – Мургаб. Отъехав от Душанбе около 200 км заночевали на природе. Утречком рано встали и двинули на Калайхум. 170 км шли 9 часов. Сначала перевал Хубаробот , высота небольшая 3 с копейками но - глинистая мокрая от тающего снега дорога, холодно, скользко. Немножко померзли и попадали. А потом начались броды. Три самых больших – разлившиеся горные реки, либо широкие и быстрые, метров по 100, либо глубокие и быстрые. Немножко вымокли и устали. Добрались до Калайхума, заправились с помощью ведер и воронок из бензовоза ( потом много еще где заправлялись из бочек или бензовозов – бензин везде хороший был и заночевали в гестхаузе.
![](https://img2.motorussia.ru/new/images/630/97/182997.jpg)
На следующий день Хорог, где заночевали и подремонтировали мотоциклы. Те, кто ехал с задними кофрами, варили подрамники, - не выдерживают они памирских дорог, я менял масло, Арман починял защиту рук, сломанную при падении. Наслушались интересных историй от хозяина автомастерской где ремонтировались – про войну с таджиками, про транзит всякого из Афганистана. А Афганистан там через дорогу, вернее реку – Пяндж. Местами она шириной в пару метров, местами мосты не охраняются. Почти весь памирский тракт идет вдоль Пянджа, пограничной реки с Афганистаном.
![](https://img2.motorussia.ru/new/images/630/98/182998.jpg)
В целом ехать по тракту приятно – проезжаешь через населенные пунткты – детишки приветствуют, взрослые тоже. Природа, красота – невозможно ехать – нужно каждые 5 минут останавливаться и смотерть, смотреть, фоткать, фоткать. Фотографии не могут передать величие гор Памира, он поражает.
![](https://img2.motorussia.ru/new/images/630/99/182999.jpg)
В Хороге мы разделились , двое участников мотожорыга поехали в Ишкашим – хотели попасть на афганский рынок, где мы и должны были встретиться. Отремонтировавшись мы неспешно выдвинулись в Ишкашим, заехали по пути на термальные источники, искупались. Вода горячая, градусов 60. ( на Памире их много, едут туда всякие бюргеры из европ, а в России они сейчас практически неизвестны) В Ишкашим добрались около 5 – и здесь нас ждала плохая новость, наш друг разложился, мотоцикл разбит, он сам в больнице. К счастью как выяснилось отделался легким испугом – глубоким рассечением лба – ударился лбом о ветровое стекло, даже сотрясения мозга не было.
![](https://img2.motorussia.ru/new/images/630/00/183000.jpg)
Дороги Памира коварны, каждый год там гибнет несколько мотоциклистов и автопутешественников. В основном это грунтовки разного качества, местами асфальт. Наш друг разложился в месте где часть дороги была снесена сошедшим несколько дней селем, не вписался в поворот. Заночевали в Ишкашиме, утром следующего дня разбирали мотоцикл (гусь 1200), грузили его в паджеро. К обеду управились и разъехались, наш товарищ на машине обратно в Душанбе, откуда самолетом вместе с мотоциклом в Питер, мы – вперед по памирскому тракту. Заночевали в Лангаре, по пути заехав на Биби Фатиму – еще одни термальные источники, искупались конечно же, несмотря на то что там идет ремонт. Ночевали в настоящем памирском доме, угощались скромным ужином. Ну за водочкой сбегали конечно.
По пути встретили двух девчонок на велосипедах. Они уже год в пути! Проходят памирский тракт с трудной стороны – где резкий набор высот до 4000 метров. После этого понимаешь, что твои яйца не такие стальные, как тебе самому кажется.
На следующий день доехали до городка Мургаб, перевалили очередной перевал, 4300 высота наконец-то , после 5 дней бездорожья, отсутствия унитазов и горячей воды выехали на асфальт! )) Заночевали в Мургабе в гостишке, где встретились с ребятами из Ебурга, и немцами – на следующий день я отомстил им за 41-ый!!)) В холле гостиницы провели небольшой интернациональный мотофест, с пивом, чипсами и разговорами. Кто-то попробовал насвай, смешно было смотреть со стороны))
Утром старт – последний день на памирском тракте и Памире. Впереди самый высокий перевал – Ак Байтал, 4600 метров. Дорога к нему не трудная, в основном асфальт, ехали не торопясь, фотографировали. У знака перевала устроили небольшой фейерверк и фотосет, где нас и догнали немцы с криками «поодооождиитеееее»! )) Оказалось я при своем 40-ом одел мотоботы немца, у которого 42-ой)
С разговорами о том что Памир не так уж и страшен стартовали с перевала. Через полчасика встали на традицонный ремонт бензонасоса 800-го гуся Армана (перегрев бензонасоса похоже больное место среднего гуся, и пока мы его ждали пришел он, его величество писец Температура резко упала до 0 и ниже и пришел снежный шторм, в котором мы потом и ехали 100 км. Продрогшие и мокрые приехали на погран переход с Киргизстаном, быстро прошли таджиков и зависли на киргизской стороне – начался осмотр на предмет провоза наркотиков)) Но т.к.было холодно, мокро и противно – кругом глина и грязь, то энтузиазм таможенника кончился на втором мотоцикле и мы поехали. Впереди было 20 км серпантина по глине, в снежную метель на высоте 4300 метров. За час таки управились и с этой дорожкой. Доехали до Оша, где и заночевали в гостинице у Стаса, где совершили непростительную ошибку – отложили помывку на утро) Утром встав в 6 утра не обнаружили воды в кране- ночью прошел дождь, который принес глину с гор в водохраилище – и воду отключили до отстоя глины ))
За день доехали до Бишкека, столицы Киргизии. Это был длинный ездовой день. Устали как черти, 3 часа ехали по горам в темноте. Проехали Тянь Шань. Это другие горы, но не менее красивые чем Памир. Даже более красивые. Памир суров и безжизнен, здесь кругом зелень, реки. Много останавливались просто посмотреть. Прошли два перевала по 4300, но дорога асфальт, сухо. Так что проблем нет. Холодно только, опять около 0 температура. Вообще столько как в этой поездке я не мерз до этого ни в одном путешествии.
В Бишкек приехали около 12 ночи, заночевали на байк посту у Асхат – он центровой по мотодвижению в Бишкеке, глава Мото перцев. Поели вкуснейшего шашлыка с пивокм и спать
На этом наша совместная поездка закончилась. Утром мы разделились. Костя поехал в Алма-Ату, где сдал мотик в траспортную компанию и сам самолетом улетел в Москву – ему надо было на работу. Мне тоже надо было на работу, но я выбрал спортивный вариант – и стартовал в Питер своим ходом – предстояло проехать 4500 за 4дня и перейти две границы.
Хотя из Оша стартовать домой было ближе на 500 км и появлялся один дополнительный день на дорогу, я поехал с ребятами до Бишкека - хотелось посмотреть Тянь-Шань и заценить гостеприимство Перцев из Бишкека) Все получилось) И это стоило небольшого крюка.)
На следующий день, пролив скупую мужскую слезу, спев им традиционную утреннюю песню от меня, распрощался я с ребятами в Бишкеке 14.05. )
Предстояло пройти 4500 за 4 дня. Дважды пересечь границу.
День первый, Бишкек - Кызылорда. 900 км. Граница Киргизстан - Казахстан. Прошел за час-полтора, несколько напрягло быловатое поведение казахстанских таможенников, в остальном все ок). Дорога от Бишкека до границы - это 100 км населенного пункта, со светофорами, людьми, базарами и прочим. Медленно в общем. После границы еще 50 км того же.) Перешел границу, спросил где поменять деньги. Ответили - в центре. До центра я ехал 30 км)))
Потом началась степь и дорога. Дальше Кызыл орды не поехал - через час должно было стемнеть, до Байконура - 200 км, но там не переночевать - город закрытый, до Аральска - 400. Заночевал в стременом месте, где все говорили о том, что мотик могут украсть. Но ни в кафе, ни в котельную он не влез - двери узкие, заночевал на улице. Без проишествий.
День второй. Встал пораньше. И просто поехал. Дорога по степи, устаешь от монотонности, особненно когда едешь один. И гайцов нет, а валить не получается - между заправками 300 км, так и едешь 100-110 км/ч. Даже профессиональные дальнобои засыпают средь бела дня на такой дороге. Ехал, рассматривал фигурки из облаков)). Ночевал в Актюбе, проехал 1100. Остановка опять определилась расстоянием до следующего очага цивилизации - 400 км. Актюбе город знакомый, ночевал там в прошлый мотожырыг. Остановился на знакомой скотобазе - 1000 теньге за все про все).
День третий. Доехал до Н.Новгорода, 1450 км. Граница. Граница порадовала. На казахстанской стороне подъехал, солдатик сам позвал - "мотоциклисты без очереди!". В прошлом году такого еще не было, стояли в очереди со всеми. Порадовало) Ну еще шел дождь, выглядел я одиноко - это тоже повлияло) Прошел за часик. Еще пришлось пообщаться с каз гаи, на предмет +23 к скорости. Отделался "на последние теньге заправился, могу поговорить зато"))
На нашей стороне остановился в той же кафешке, что и в прошлом году с парнями ели. Девушка там работает та же, хорошая) Сделал комплимент, и сделалось ей от этого хорошо. И сделает она своему мужичку после работы тоже хорошо. И родится у них через 9 месяцев сын. Вот так простой мотоциклист Андрей путешествуя улучшал демографию в стране))
Потом Самара-Ульяновск с надписью "приветствуем патриарха Кирилла в Симбирске"), знаменитый своими карбюраторами Дмитровград, потом дороги России, на которых отстрелился на 140+ кофр боковой, выдержавший все бездорожье Памира)) Т.к. раздал я все свои запасы парням, колхозил кофр обратно ремнями от набачной сумки. Потом Чувашия и и ночной кошмар любого ездуна по М7 - участок Чебоксары - Н.Новгород. Темно, сплошной поток фур в обе стороны, узкая дорога... Еще и холодно, +7 всего. В 12 ночи доехал до места, городка Богородск. Там и заночевал. Встреча с родным братом, хоть и короткая стоила небольшого крюка в 200 км)
День четвертый. Н.новгород - Питер, 1100 км. Стартовал не рано, около 10, уже по московскому.) Дорога известная, хорошая, рассказывать нечего. Только холодно, +7-10 всего. Ну и камер натыкано. И стреляют в жопу эти камеры. Так вот неспешно и доехал до дома.)
Осташаяся тройка проехала вокруг Иссык-Куля, заехала в Каракол, Чарынский каньон – завидую им А потом в Алма-Ате опять разделилась – Арман поехал через по моим следам через Кызылорду, Актюбе домой в Жанаозен, а парни через Караганду, Ебург, Пермь – в Питер, домой.
Немного этнографии.
За поездку я понял как мало мы знаем о наших соседях (я то точно :) ). Живут они совсем не так плохо как мне представлялось. Ездящие на заработки в Россию у себя на родине вполне зажиточные люди. Казахстан исполняет в регионе роль аналогичную России - туда так же ездят на заработки. Не знал до этого что таджики этнически другой народ по отношению к казахам, киргизам и узбекам. Памирцы - отдельная нация, очень доброжелательные, но очень воинственные. Памирцы вообще имеют европеидную внешкость, только смуглые - очень похожи на индусов. Русский знают почти все и везде. В Таджикистане = обязательное изучение русского языка в школе. В целом отношение к русским и россянам и России - очень хорошее. Но путешествующих россиян очень мало в этом регионе.
Прочитать ежедневные отчеты с фотками можно здесь
Видео (автор Игорь Тоцкий) здесь
Ну и про технику.
Африка , БМВ1200 ГС, БМВ 1200 ГС адвенчур, БМВ 800 ГС, БМВ 650 ГС, Сузуки В-Стрем 2014г.
Из технических неполадок. На 800ке хронически перегревался бензонасос. У всех кто ехал с задним кофром от тряски и вибраций ломало подрамник и крепления кофра. :650 гусь совершил как минимум второе путешествие по Памиру, для мотоцткла с пробегом далеко за 100ку вел себя очень хорошо, конечно частенько доставали мелочи , типа отказавшего замка зажигания, но все было решабельно в полевых условиях. Африка и Стрем не ломались совсем. Ну и на 1200 адвенчуре в ДТП .погнуло перья, поломало обе траверсы.