Как теперь будет рассчитываться ущерб после ДТП
1 сентября начали вступать в силу изменения к закону об ОСАГО. Наконец то увеличилась величина максимальной выплаты – теперь она составляет 400 000р, причем каждому потерпевшему. Ну об этом знают уже почти все, но изменился еще и порядок определения стоимости восстановительного ремонта. О ключевых моментах этих изменений я расскажу в настоящей статье.
17 октября вступили в силу разработанные Центробанком России «Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» и «Положение о правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства». Руководствоваться данными документами при определении затрат на восстановительный ремонт нас призывает изменения закона ОСАГО.
Нововведения
1. Определять стоимость восстановительного ремонта теперь может только Эксперт-техник, внесенный в государственный реестр экспертов-техников Министерства транспорта РФ. Т.е. отчеты об оценке, сделанные дипломированными специалистами-оценщиками - теперь не будут являться аргументом в споре со страховой компанией.
2. Снижена величина максимально допустимого износа на запасные части - с 80 до 50%. Это довольно большой плюс для владельцев подержанных транспортных средств старше 5-10 лет, а также для владельцев грузовых и коммерческих автомобилей, у которых износ переваливает за 50% уже на второй - третий год эксплуатации из-за большого пробега. Возможно, на качественный ремонт теперь им не придется доплачивать из своего кошелька. (Износ на мототехнику как и прежде не зависит от пробега, а только от возраста)
3. Упрощено определение износа элементов автомобиля (кроме тех элементов, на которые износ не начисляется и шин). Износ теперь рассчитывается по одной формуле (а не по трем) и зависит от марки автомобиля или типа транспортного средства (касательно мотоциклов – убрали различие между отечественными и импортными), его возраста и пробега на момент ДТП.
4. Окраска элемента назначается, если до ДТП лакокрасочное покрытие было повреждено снаружи на площади до 25% от элемента. Т.е. сколы и царапины, которые имелись у вас на момент ДТП, в большинстве не будут являться основанием для отказа в окраске элемента. Окраска не назначается только в случае сквозной коррозии элемента.
5. Наконец то сформировалась четкое определение целесообразности восстановительного ремонта транспортного средства. Ремонт транспортного средства теперь считается нецелесообразным, если стоимость ремонта без учета износа запасных частей равна или превышает рыночную стоимость транспортного средства на момент ДТП, т.е. теоретически на ремонт возможно получить 99,9% от стоимости целого автомобиля или мотоцикла. Еже ли стоимость ремонта равна или превышает рыночную стоимость транспортного средства – то выплачивается разница между рыночной стоимостью на момент ДТП и стоимостью годных остатков.
6. А вот с методикой расчета стоимости годных остатков понятно стало далеко не все. Ранее годные остатки в основном оценивались расчетным методом по методике Северо-Западного центра судебных экспертиз. Собственно эта же самая методика и приведена в новой Единой методике, но расчетный способ эксперт теперь может применять только в случаях, если невозможно определить стоимость годных остатков иными методами, описанными в методике, а их два:
Первый метод: «Стоимость годных остатков транспортного средства определяется по данным специализированных торгов (аукционов), осуществляющих открытую публичную реализацию поврежденных транспортных средств.» Формулировка более чем туманная. Мы понимаем это так: владелец поврежденного транспортного средства должен будет поставить его на специализированную площадку (или выложить информацию на специализированный аукционный сайт), где в течении 15 дней за него кто-то поставит максимальную цену, которая и будет являться стоимостью годных остатков. Причем закон вас не обязывает продать своего коня покупателю. Представьте, что почувствует покупатель, торговавшийся за ваш автомобиль или мотоцикл? Почти как в «Простоквашино»: «Я вам принес посылку, но я ее вам не отдам…».
Второй метод: «В отсутствие специализированных торгов допускается использование и обработка данных универсальных площадок сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»). Мы понимаем это так: Эксперт в сети «Интернет» находит данные о совершенных сделках купли продажи аналогичных битых транспортных средств (причем разбитых точно-так же, как и ваш автомобиль или мотоцикл) и на их основе рассчитывает стоимость вашего коня. Увы, повреждения каждого транспортного средства индивидуальны, а сведений о завершенных сделках в сети нет. Зато есть много предложений купить в хлам битый автомобиль за 2/3-3/4 стоимости небитого.
Не прописан статус реализации транспортного средства – с документами или без таковых. Ведь если ремонт экономически нецелесообразен - никто не запретит мне принести документы в ГИБДД и получить справку об утилизации. За сколько такого коня купят на аукционе?
На всех этих моментах и «облачных» формулировках смогут «играть» эксперты, работающие на договорных отношениях со страховым компании, что может сильно отразиться на величине выплаты.
7.В методике приведен список запасных частей, расчет которых проводится без учета износа деталей. Фактически он полностью повторяет приказ Министерства транспорта РФ 2011г №20. Список довольно интересный, т.к. его составитель перечислил всевозможные детали узлов тормозных систем, рулевых и сцепных механизмов, а вот по пассивной безопасности автомобиля с нулевым износом идут только ремни и подушки безопасности. Блоков управления системой и датчиков удара в списке нет.
Касательно мотоциклов вот выборка элементов на которые износ не начисляется:
I. Элементы гидравлической тормозной системы:
27. Бачки расширительные главного тормозного цилиндра гидравлической системы тормозов.
29. Регуляторы тормозных сил гидравлической системы тормозов.
31. Трубопроводы гидравлической системы тормозов.
33. Цилиндры главные тормозные гидравлической системы тормозов.
34. Цилиндры рабочие тормозные гидравлической системы тормозов.
II. Элементы антиблокировочной системы тормозов (АБС):
35. Аккумуляторы давления антиблокировочной тормозной системы.
36. Блоки управления антиблокировочной тормозной системы.
37. Датчики скорости вращения колеса антиблокировочной тормозной системы.
40. Реле магнитного клапана антиблокировочной тормозной системы.
III. Исполнительные элементы тормозной системы:
41. Барабаны тормозные.
42. Датчики износа тормозных колодок.
43. Датчики положения педали тормоза.
44. Диски тормозные.
45. Индикаторы неисправности тормозной системы.
46. Кронштейны крепления педали тормоза.
47. Колодки тормозные.
49. Механизмы тормозные в сборе.
50. Накладки тормозные.
51. Педали тормоза.
52. Пружины педали тормоза.
53. Пружины тормозных колодок.
54. Пылезащитные чехлы тормозной системы.
55. Регулировочные механизмы барабанного тормоза.
56. Регуляторы давления тормозной системы.
58. Рычаги поворотные тормозного механизма. (применимо для трайков
типа CAN-AM)
59. Рычаги (ручки) ручного тормоза мотоциклов.
60. Суппорты.
89. Тросы управления тормоза мотоциклом.
61. Тяги педали тормоза.
IV. Элементы рулевого управления:
68. Колонки рулевого управления.
71. Механизмы рулевые в сборе:
87. Рули мотоциклетного типа.
88. Демпферы руля мотоциклов.
Оригинал: http://expert98.ru/