Сообщение отправлено
Я

Белоруссия. Шесть лет спустя

Впервые я поехал путешествовать на мотоцикле по Белоруссии в мае 2018-го, и мне очень понравилось в этой прекрасной стране. Снова поехал через год, понравилось ещё больше, твёрдо решил вернуться в следующем сезоне, но началась пандемия, а потом… В итоге снова доехал до Бреста лишь в мае 2024-го и сейчас расскажу, как там ситуация и что поменялось за прошедшие годы с учётом нынешних обстоятельств.

Граница. Как и прежде, для граждан РФ не требуется никаких документов, кроме Российского паспорта. Разумеется, водительское удостоверение и СТС тоже забывать не стоит, но пограничникам они не нужны. Я заезжал через Себеж по Р-117 на Верхнедвинск (15км грейдера до границы), а выезжал через Витебск по Р-112 на Велиж. В обоих случаях на переходе мы с товарищем были в одиночестве. На других пунктах, говорят, есть очереди.

Страховка. Сразу после погранперехода, на белорусской стороне, круглосуточно работает офис Белгосстраха. Мы не делали "Зелёную карту"; для путешествия только по Белоруссии она и раньше не имела смысла, а сейчас и подавно. Полис "Пограничное страхование" оформляется за пять минут и стоит для мотоцикла на 15 дней всего 2€ (198₽).

Деньги. Везде, во всех гостиницах, заправках и кафе без проблем работает карта МИР. Только она, Российские виза и мастер не работают. Лишь единожды попросили наличные потому, что у них в принципе не было терминала. Курс моего банка при расчётах картой почти не отличался от обменного. Конечно, я вез с собой немного налички на всякий случай, но она практически не понадобилась.

Связь. Для граждан РФ в любом офисе МТС продадут местную сим-карту с гостевым тарифом. За 25,00Br (727₽) на целый месяц дают 650 минут исходящих вызовов по всей стране и безлимитный интернет без ограничений по скорости. Который, кстати, без проблем раздаётся на несколько устройств. Покрытие 4G практически везде; музыка через интернет в моём шлеме не прерывалась никогда. Но есть нюанс: офисы не работают по воскресеньям.

Бронирование. А вот с этим — беда. Если в России после ухода booking-com практически все гостиницы можно бронировать через 101отель, островок или суточно-ру, то в Белоруссии этот так почти не работает. Однако все гостиницы отмечены на картах Яндекса, там же полно отзывов и фотографий, треть гостиниц имеют свой сайт. Учитывая наличие местной сим-карты, процесс поиска и бронирования просто становится более долгим, но глобальных проблем нет.

Дороги. В начале двухтысячных побывавшие в Белоруссии автотуристы нахваливали их дороги, мол наши намного хуже. Когда я приехал туда шесть лет назад я уже не ощутил разницы, качество асфальта что у них, что у нас, было примерно одинаковым. Но сейчас ситуация явно изменилась, и я с уверенностью могу сказать, что дороги в России стали лучше, чем у белорусов. Но у них тоже всё хорошо.

Правила. Есть наших ПДД некоторые различия. У них велосипедисты не спешиваются на пешеходных переходах. У них штрафуют за превышение скорости уже +10км/ч. В населённых пунктах действие знака ограничения скорости у них действует до конца населенного пункта! или до обозначенного (знаками приоритета) перекрёстка; примыкающие дороги перекрёстками не считаются. Фары или ДХО включать днём не обязательно. Ну и ещё немного по мелочи.

Милиция. Дорожная милиция не лютует, меня остановили для проверки лишь один раз, и вежливо проверив документы, даже не спросив про страховку, пожелали счастливого пути. Ещё один раз я видел ручной радар у сотрудника, у нас таких уже много лет не встретишь. Но это потому, что у нас камеры сейчас на каждом столбе, а у них камер мало, они размером со скворечник, и каждая обязательно обозначена знаком.

Водители. В подавляющем большинстве едут аккуратно, культурно, без суеты. Стараются не нарушать, поскольку штрафы здесь серьёзные. Однако к мотоциклистам никаких эмоций не испытывают, практически никогда не подвинутся и не пропустят, даже если могут. Мне кажется, они это не со зла, просто у них так не принято. И, разумеется, как и у нас, всегда найдётся герой с семёрками в номере, который будет поливать сотню в городе и обгонять через сплошную; но их единицы.

Общепит. В первых поездках я обратил внимание, что на дорогах очень мало кафе. Зачастую мне приходилось останавливаться у сельского магазина, купив пару сосисок с молочком, и обедать прямо здесь же на ступеньках, поскольку других вариантов на приемлемом удалении не было. Сейчас ситуация поменялась в лучшую сторону: на крупных дорогах, в городах, огромное количество кафе и столовых, с весьма приличным ассортиментом и доступными ценами. Для примера, нажористая солянка и потрясающая мачанка с драниками в кафе на трассе недалеко от Минска обошлись мне в 19,76Br (575₽), а бизнес-ланч из трёх блюд в кафе у Брестской Крепости стоил 10,00Br (291₽).

Цены. Ситуация с ценами один в один как у нас: есть Минск, где всё дороже, и есть остальные города, где всё очень даже приемлемо. Цена на бензин почти везде одинаковая: АИ-92 стоит 2,28Br (~66₽). Кстати, теперь везде дают возможность заправиться до полного и оплатить по факту, а раньше требовали предоплату. В Бресте без проблем заселиться одному в двухместный номер со всеми удобствами за 54Br (1570₽), а в Несвиже в 500м от замка за 86Br (2500₽). Про цены в придорожных кафе я уже написал, ну и для ориентира: аналог бикмака в местном маке стоит 8,80Br (256₽). Короче, всё почти как в России, которая не Москва и Питер.

Такси. Во всех городах прекрасно работает Яндекс и, судя по всему, это основной агрегатор. Машины приходят быстро, цены доступные, например, в Бресте за 15-ти минутную поездку до крепости, это около 10км, заплатил 9,50Br (276₽). У меня не привязана карта, поэтому платил наличными, мне так проще.

Язык. Батька по-прежнему проигрывает битву за белорусский язык. Все дорожные указатели на белорусском, однако вся реклама на русском. И в разговорах местные используют исключительно русский язык. Однажды, где-то в парке у Несвижского замка, мне показалось, что прораб даёт указания рабочим на белорусском, но подойдя ближе понял, что он просто говорит на суржике с характерным акцентом.

Люди. А вообще люди там хорошие, добрые, отзывчивые. И это относится не только к персоналу кафе и гостиниц, а вообще ко всем. Хотя чего это я… они на самом деле такие же, как мы. Мы выросли в одной культуре, мы говорим на одном языке, нас связывает одна история. В общении с ними я не чувствовал себя иностранцем. И они его во мне не видели.

Безопасность. Она здесь ощущается во всём. Дети в сёлах гуляют голышом, и никого это не смущает. Девочки в коротких юбочках без проблем идут одни домой из школы. Молодёжь вечером гуляет и шумит, но после 23-х часов на улицах наступает тишина. Практически не видно маргиналов и откровенных пьяниц. Как, впрочем, и милиции. И мигрантов здесь нет; совсем.

Минск. Третий раз хочу провести день в Минске, и третий раз отказываюсь в последний момент. Цены на гостиницы высокие, интересных мне достопримечательностей не выявлено, поэтому просто прокатившись по городу еду дальше. Город большой, чистый, красивый, аккуратный. Столица, сразу видно.

Красота. Если избегать центральных магистралей, если ехать по второстепенным дорогам — откроется та самая Белоруссия, в которую хочется возвращаться снова и снова. Колосящиеся поля везде, на сколько хватает взгляда. Небольшие ухоженные городки с нешироки улочками и размеренным ритмом жизни. Цветущие села и деревни. Не как у нас, где городские жители скупили дома и приезжают на выходные; нет. У них глубинка действительно живёт, и, во всяком случае при взгляде со стороны, живет не плохо. Глаз радуется. И борщевика нет, нигде.

Резюме. Если вы ещё не разу не катались по Белоруссии — прямо сейчас начинайте планировать такое путешествие. Не пожалеете, оно того стоит.

Оригинал: http://vk.com/CepewaC

645
Изображение