Не холостой пробег
Я долго искал в Интернете правильное название того, в чём принял участие, и далеко не с первого раза мне удалось выяснить, что это называется «Спортивное ориентирование по выбору», точнее это был один из его вариантов. Суть такова:
Прохождение наибольшего количества Контрольных пунктов (КП) за назначенное заранее контрольное время. КП могут иметь различную стоимость в очках, в зависимости от сложности их прохождения. … В районе соревнований рекомендуется устанавливать больше КП, чем то количество, которое сможет взять победитель за назначенное контрольное время. Результат определяется по числу взятых КП. За каждый КП начисляются очки. ... За опоздание участника на финиш по истечении контрольного времени из результата участника вычитается штраф … Величина контрольного времени, количества очков за каждый КП и штрафа указывается в информации.
Районом соревнований стала вся Ленинградская область, на которой организаторы определили 62 контрольных пункта; контрольное время составляло 10 часов. За час до старта началась регистрация, нам выдали номера, список точек на бумаге и ссылку на карту, которую все мы могли использовать в своих навигаторах. Да, это было уже не классическое спортивное ориентирование с картой и компасом, но и цели нашего заезда были не совсем классические. В подтверждение результата мы должны были предоставить журнал, в котором отмечали взятые точки, и фотографии мотоцикла с номером на фоне контрольных точек.
Я знал, что по скорости уступаю многим участникам, но у меня были свои преимущества. Во первых, поскольку я объехал все дороги Ленинградской области, я отлично представлял себе как оптимально перемещаться из района в район и сколько на это потребуется времени. Во вторых мой мотоцикл позволял мне абсолютно не учитывать качество дорожного покрытия, и я без проблем мог перемещаться по грейдерам и лесным дорогам. Я поставил себе задачу разместиться в первой трети итоговой таблицы и на это у меня были все шансы. Сомнения прочь, я открываю карту…
В детстве бабушки читали нам сказки, и в одной из них Ивану Царевичу, оказавшемуся на распутье трёх дорог, предстояло сделать выбор, от которого зависела его дальнейшая жизнь. Так и мне сейчас, за полчаса до старта, предстоит проложить маршрут, от которого будет зависеть мой результат. Дыхание сбивается и мысли путаются от осознания того, что неверный выбор, сделанный в эти минуты, приведёт к провалу и исправить будет уже ничего нельзя. Но я беру себя в руки и начинаю считать.
Очевидно, что построенный мной маршрут должен быть кольцевым, т.е я должен максимально избежать холостого пробега, закрывая новые точки на всём его протяжении. Глядя на карту я понимаю что здесь, как и в сказке, у меня три пути: на север, на юго-восток либо на юго-запад, теперь остаётся выбрать наиболее результативный. Разбиваю точки на группы, вычисляю примерное количество баллов и пытаюсь прикинуть, что я могу успеть на каждом из направлений. Вариант собирать «копеечные» точки на ближних подступах к Питеру отметаю сразу – скучно и явно нерезультативно, самые весомые точки – на окраинах области. Юго-запад тоже мимо – слишком большие расстояния между точками, слишком плотное движение в направлении Луги и Ивангорода, будет неэффективно и не комфортно. Начинаю в деталях разбирать оставшиеся два варианта, которые по всем показателям почти равны и выбираю север, поскольку там более развитая сеть дорог и у меня будет больше вариантов для манёвра.
Приозерск и Выборг. Выбор сделан. Напряжённость уходит, теперь нужно просто следовать плану.
Без суеты выезжаю на маршрут и, пробираясь по городским пробкам в сторону Мурино, понимаю, что ещё как минимум двое участников движутся в том же направлении. В Токсово сворачиваю к первой точке и мне навстречу выезжает Дима; ладно, пять минут я уже проигрываю, но мы же только разминаемся. Агалатово, Лемболово, Васкелово, и снова Дима едет навстречу, увеличивая отрыв уже на 10 минут, но он едет назад, а я – поеду вперёд! Настал мой звёздный час: до Запорожского по грейдеру всего 20 километров, а Дима поехал в объезд, это все 40. Лосево, Плодовое, Приозерск, ремонты с реверсивным движением; щебёнка и пыльная обочина – это моя стихия и в этот раз я выезжаю с точки, а он только подъезжает к ней.
Стою в Мельниково и по ускоренной программе заправляю в желудок привезённые из дома сосиски. Вчера вечером я зарёкся, что ни при каких условиях не изменю своей обычной манере езды, и, что бы ни случилось, буду ехать ПДД +15. Я понимаю, что Дима идёт быстрее, что рано или поздно он настигнет меня, поэтому сейчас совершенно спокойно смотрю, как он встаёт рядом, делает быстрое фото и уезжает первым. Но я продолжаю спокойно доедать сосиску потому, что знаю короткую дорогу в Вещево, а он явно снова поедет в объезд.
Мы пересеклись в Выборге, и на этот раз стало очевидно, что теперь обогнать его я уже не смогу, но беспокоило меня другое. Время. Ещё утром казалось, что впереди целый день, а сейчас становится очевидно, что отведённых 10 часов хватает на завершение маршрута впритык. Ермилово, Приморск, Поляны… Нет, в Поляны уже явно не успеваю, придётся ехать прямо на Сестрорецк и оттуда двигаться к финишу. Напряжение нарастает, часы неумолимо движутся к семи, а я не торопясь качусь по Выборгскому шоссе, наслаждаясь прекрасным летним вечером. Зеленогорск, Комарово, Репино, машин почти нет, но я не гоню; да, опоздаю, ну и хрен с ним, пусть спишут штрафные очки – принципы дороже.
Он снова нагнал меня в Сестрорецке. Почти одновременно въехав на точку мы не сдерживали эмоций, это было действительно круто – в течение девяти часов идти одним маршрутом, то отставая, то вырываясь вперёд. Здесь у нас обоих последняя точка, но в отличие от меня Дима успел заехать в Поляны, и теперь мы оба успокоились, понимая кто из нас победитель. Не торопясь, мы парой возвращаемся в город и, о чудо, въезжаем на базу всего за несколько минут до истечения контрольного времени.
Снимаем показания одометров, высчитываем набранные очки, пересылаем организаторам фотографии и начинаем обмениваться впечатлениями с другими участниками. Кто-то, как и мы, закрывал точки до последней минуты, кто-то закончил раньше, кто-то сошёл с дистанции, но… Слово за слово выясняется, что из всех нас Дима набрал максимальное количество очков, а это значит что я, сделавший лишь на одну точку меньше, вполне могу… Стоп! Не нужно загадывать. Нужно ехать домой, ставить мотоцикл, переодеваться и возвращаться на подведение итогов и праздничную вечеринку.
Он очень тяжёлый! Я стою перед залом, держа в руках кубок за второе место в соревновании, благодарю организаторов и желаю им не останавливаться на достигнутом, а в следующем году снова провести Busy Butt Ride ещё масштабнее. Я давно хотел принять участие в таком соревновании и сейчас искренне благодарен за предоставленную возможность.
А потом была чудесная хреновуха, музыка, танцы…