Сообщение отправлено
Я
Verunya из Кронштадта 13 ноября 2015

Крым — К Форосской церкви через Байдарские ворота («Русский Путь»)

Итак, ещё один незабываемый день. В Форосскую церковь (церковь Воскресения Христова) мечталось съездить очень давно, ещё с прошлых покатух по Крыму, но всё как-то не складывалось. И всякий раз проезжая по Ялтинской трассе, заприметив табличку «Форос», обязательно ищешь глазами это потрясающее сооружение на скале высотой более 400 метров, выступающей из высоченной гряды Крымских гор. Вид этого неповторимого ансамбля, удивительным образом граничащего с морем, просто захватывает дух и не «приедается» сколько бы ты ни ездил мимо, особенно на 2-х колёсах а не в «коробке».
В тот день было уже 9 сентября, и мы были уже достаточно озадачены тем, что в Крыму оставаться не будем, а в СПб уже далеко не лето, которого и так не было, более того - уже «белые мухи полетят» того и гляди, пока мы тут в шортиках рассекаем. Но без этой прогулки решили не уезжать с полуострова.

Подниматься к Форосской церкви определённо лучше со стороны Севастополя, по старому, проложенному еще в середине XIX века, шоссе Ялта - Севастополь, со строительства которого и началось освоение земель Фороса. Ну, по крайней мере, если не «для галочки», а за потрясающими воспоминаниями от всего пути к храму. Мы так и сделали.

Такие перепады пейзажей способны создать очередной день, «длинною в жизнь». По красивейшему кручёному серпантину через лес Байдарской долины, которую, к слову сказать, называют ещё «крымской Швейцарией» поднимаешься на Байдарский перевал высотою более 500 метров на котором ещё одна достопримечательность ЮБК - Байдарские Ворота, построенные в честь окончания строительства этого шоссе. Оттуда контрастно открывается потрясающий вид на долину, море, горы и – ту самую церковь на скале.


Церковь над поселком Форос построена на обрывистом утёсе — Красной скале купцом Кузнецовым в честь «чудесного спасения» императора Александра IIl и его семьи во время крушения поезда, шедшего из Крыма в Петербург. Об этом рассказывает и памятная доска рядом с храмом. Предполагают также, что со стороны А.Т.Кузнецова эта церковь могла бы быть своего рода «откупными», так как его основная деятельность - разведение и продажа чая считались монополией царской семьи.

Как выяснилось, у храма, мягко говоря, очень непростая судьба. После событий 1917 года внутреннее убранство, само собой, было разграблено и пропало бесследно. В годы же Великой Отечественной войны церковь сначала служила убежищем для отряда пограничников, стены были повреждены пулями и осколками снарядов. Позже в период немецкой оккупации всё, что не разграбили в революцию, было доразграблено немцами, а сам храм использовался как конюшня и лишился ещё и мозаичного пола.


В 60-е годы произошёл ещё один случай, весьма недвусмысленно характеризующий «дух времени»... В ресторане, работающем в то время в церкви, были накрыты столы в честь визита сюда Н.С.Хрущёва, сопровождавшего в поездке по Крыму шаха Ирана. Описывается, что Хрущёв пригласил туда высокого гостя пообедать, но шах, посмотрев на храм, категорически отказался от обеда, так как для него это было кощунством (!). Мероприятие было сорвано. Разочарованный Хрущев не нашёл ничего лучше, как распорядиться снести ресторан. По чистой случайности вместе с рестораном не снесли храм. А с открытием нижней дороги число проезжающих туристов резко уменьшилось, и церковь стали использовали под склад, пока там не произошел пожар. В пламени погибли оставшиеся на стенах иконы, фрески, отстала штукатурка. Только в конце 80-х начались реставрационные работы, которые то прерывались, то возобновлялись.

Сейчас церковь ярко выделяется на скалах Крымской гряды, и хорошо заметна не только с новой дороги Севастополь-Ялта, но и с моря. Т.о. церковь стала ещё и маяком. Кроме всего прочего, это потрясающая видовая площадка, и времени мы там провели очень много. Внутри храма так же красота и очень душевная атмосфера.


С пейзажами старой Ялтинской трассы расстаться было просто невозможно, и мы не стали спускаться виз и двигаться обратно «на базу» к Севастополю сразу, а прокатились до самого дальнего пересечения с новой трассой, т.е. практически до Алупки. Это была одна из самых запоминающихся покатушек. Пейзажи просто непередаваемы, асфальт, в свою очередь, либо приемлемый, либо прям хороший, и в то же время – никого. Так что для любителей видовых прогулок однозначно рекомендуется.

3748
Изображение