Мото Джимхана - мифы и реальность
В интернете на удивление мало информации по истории возникновения и развития этого вида спорта. В Википедии на русском, английском и даже японском языке даны столь скудные сведения, как будто это тайный вид восточных единоборств. Да и другие статьи в основном посвящены соревнованиям и тренировкам. Мы по крупицам собрали разрозненные сведения об истории и развитии Мото Джимханы и предлагаем вашему вниманию.
Мото Джимхана – это вид массового спорта, способствующий выработке у начинающих мотоциклистов навыков правильного управления мотоциклом, развитию мастерства у опытных райдеров, и достижению высоких результатов у профессиональных спортсменов. Тренировки и соревнования проводятся на ровных асфальтированных площадках, на которых пластиковыми конусами размечены сложные для маневров схемы движения. Задача участников – научиться как можно быстрее проезжать эти трассы, избегая нарушений и падений.
Кроме обучения маневрированию, на занятиях по Мото Джимхане изучают различные приемы контраварийной езды, такие как экстренное торможение и уход от внезапно появившегося препятствия. В результате занимающимся удается научиться, например, на отрезке в 12 метров сбрасывать скорость с 60 км/час до полной остановки и проходить так называемый «лосиный тест», объезжая на высокой скорости неожиданную преграду.
Состязания по Мото Джимхане проходят следующим образом: участников распределяют по группам, согласно классу мотоциклов и опыту участия в соревнованиях. Организаторы проводят инструктаж, выдают каждому маршрутную карту, дают 45 минут на ее изучение и проход трассы пешком. После этого претенденты по очереди выезжают на разогревочный участок, где подготавливают резину и свои рефлексы, выполняя в течении нескольких минут элемент GP8 и самые сложные для себя элементы. Затем они стартуют на основной площадке при фиксации времени и строгом контроле судей правильности прохождения участков и отсутствия касаний земли ногой. Синие конусы нужно объезжать справа, красные слева, а если такой конус имеет желтую полосу, то участник должен сделать вокруг него поворот не менее, чем на 270 градусов. Полностью желтые конусы ставятся в парах и образуют ворота, сквозь которые надо проехать. Оранжевыми конусами отмечены границы, за которые нельзя выезжать.За каждое нарушение начисляются штрафные секунды. Спортсменам дается возможность сделать две попытки и лучший результат попадает в зачет. В разных школах Мото Джимханы цветовая маркировка конусов может быть различной.
Принято считать, что Мото Джимхана появилась в Японии в 70-е годы. Ее главной особенностью стали отсутствие специально подготовленных трасс и дополнительного тюнинга техники. Никаких треков, стадионов, лесных или горных участков. Только плоские асфальтированные площадки с расставленными препятствиями, где пилоты на серийных мотоциклах тренировали навыки вождения в обычных городских условиях.
Многие элементы тренировок входили в курсы обучения в мотошколах, поэтому Moto Gymkhana какое-то время не становилась спортивной дисциплиной, а оставалась «дворовым развлечением», помогающим нарабатывать практику управления мотоциклом. Однако, по мере накопления опыта, у увлекающихся фигурным вождением стал появляться соревновательный интерес и они начали состязаться не только в качестве, но и в скорости прохождения трассы. Японские производители мото-техники почувствовали в этом коммерческую составляющую и начали проводить официальные соревнования.
Но концерны-спонсоры никак не могли договориться о единых правилах, и какое-то время устраивали собственные турниры. Только после того, как в битве гигантов победили интересы обычных мотоциклистов, была создана независимая ассоциация JAGE (Japan Moto-Gymkhana Association).
Старейшим и крупнейшим в настоящий момент чемпионатом, проводимым под эгидой JAGE, является Кубок Dunlop (производитель шин)
Среди японских Чемпионов по Мото Джимхане стоит отметить многократного призера Такаёси Сакута (Sakuta ), который на кубке DUNLOP взял серебро в 93, 98, золото в 95, 96,97, и продолжает успешно выступать до сих пор
В разных странах, в том числе и в России, существовали аналоги тренировок по мастерству управления мотоциклом со скоростными нормативами. Так, в нашей стране с 80-х годов одна из дисциплин в мотоспорте называлась «фигурным вождением мотоцикла».
Только после 2005 года, с появлением YouTube, стало возможным массово выкладывать видеозаписи тренировок по Мото Джимхане в сеть. Однако, ни первая выложенная в 2006 году запись соревнований
В Великобритании Moto Gymkhana Association проводит английский National Championship Competition. Курс тренировок включает четыре уровня сложности:
Желтый (4 часа): постановка положения тела, направления взгляда, отработка управления газом, тренировка прохождения изогнутых и слаломных участков трассы. Это первичный уровень для начинающих.
Зеленый: тренировка ускорения в поворотах, торможения, переноса веса и положения тела в поворотах, четкого торможения, удержание мотоцикла при блокировке колес, отработка фигур «восьмерка» и других.
Синий: отработка фигур и эффективных переходов между ними, экстренного торможения и взрывного ускорения, общего планирования заезда.
Красный: личный тренинг со шлифовкой мелких ошибок.
В Нидерландах Moto Gymkhana Nederland проводит свои соревнования местного уровня. Тренировки стоят €30 за 2,5 часа
Сильное сообщество Moto Gymkhana Honda Poland в Польше проводит популярные соревнования Honda Gymkhana
Российская Russian Moto Gymkhana Association проводит Чемпионаты городов Санкт-Петербург, Москва, Челябинск, Казань, Чемпионат Сибири, Чемпионат Алтайского края и Чемпионат России.Участие в них и тренировки пока бесплатные.
Нидерланды, Великобритания, Россия и Польша договорились о проведении второго европейского Чемпионата European Championship 2016 в Нидерландах, участие в котором стоит €45
В США в M Gymkhana® тренировки стоят $35 за тренировочный день, а заявиться на участие в их чемпионате можно за $55. Они проводят и Мировой Чемпионат World Competition
Большинство, услышав необычное слово джимхана, приписывают его либо к японскому языку, либо к термину “Gym”, который красуется на многих спортзалах. На удивление, ни к одному из этих вариантов оно не относится. В древности это слово Джамаат-хана перекочевало из персидского языка в индийские диалекты хинди, бенгальский и урду, где его значение трансформировалось из «место сбора» в «спортивный клуб». Однако во время английского господства в этом регионе оно прочно закрепилось, как обозначение соревнований по конной выездке с учетом времени. В эту дисциплину входили, например, такие упражнения: двигаясь рысью или галопом, седок должен расседлать лошадь и ехать дальше без седла; сесть спиной вперед и в таком положении преодолеть небольшое препятствие; спешиться, взять у судьи запечатанный конверт, сесть толчком в седло, вскрыть на ходу конверт, прочитать написанное в нем задание и выполнить его.
Как утверждается на американском сайте
Как это часто бывает, развитие нового мото-спортивного направления происходит благодаря инициативе и стараниям неутомимых увлеченных людей. В Европе и англоязычных странах Джимхану начали продвигать англичане Andrew Freeman и Duncan MacKillop. В Калифорнии James Bush и его жена Katie создали брэнд «M Gymkhana» и развили его так, что в 2016 KTM стал его главным спонсором.
В России с 2010 года Сергей Пекутко из Санкт-Петербурга начал проводить регулярные тренировки по Мото Джимхане. В 2013 он организовал пробные уроки в Москве, а в 2014-м в Петербурге и Москве прошли первые соревнования. С каждым годом количество участников чемпионатов растет, а их география уже охватывает 10 регионов страны.
Занимаясь Мото Джимханой, ты приобретешь знания и опыт, необходимые в ежедневных поездках по городу, сможешь исправить ошибки в управлении мотоциклом и станешь увереннее чувствовать себя на дороге.