Сообщение отправлено
Я
РИК из Майами-Бич 2 октября 2015

Разбираемся в особенностях езды на мотоциклах осенью

Дождь, осенний холод и ранние сумерки мотоциклистам нипочем – многие продолжают ездить до глубокой осени. Однако недостаток опыта может сыграть с байкером злую шутку на скользком или мокром асфальте. Об опасностях, которые подстерегают мотоциклистов в конце сезона, правильной стратегии движения и распространенных заблуждениях я поговорил с шеф-инструктором мотошколы BMW Driving Experience Владимиром Бурцевым.


– Больше всего неприятностей поджидает мотоциклистов в начале и в конце сезона. В начале сезона, мы сейчас не про природные факторы говорим, потому что люди еще не вкатаны. В конце сезона многие себя считают уже достаточно опытными пилотами и теряют внимание и концентрацию. Поэтому происходят банальные простые аварии – но при этом достаточно тяжелые, потому что люди едут с высокой скоростью.

– Осенний период приходит быстро, рано наступают сумерки, когда не совсем темно, но уже не светло и все бликует. Осенью достаточно резко может изменяться температура: днем может быть жарко, вечером холодно. Это приводит к быстрому остыванию асфальта, из-за чего ухудшаются сцепные свойства покрышек. Говоря на понятном языке мотоциклистов, нет держака! Еще к этим неприятностям добавляются осадки. В дождь у нас появляется момент аквапланирования.

– Конец сезона надо закончить красиво. Потратить время до весны с пользой, чтобы привести себя в правильную физическую форму, а не на лечение в больнице.

Про выбор скорости:

– Необходимо достаточно четко оценивать свой скоростной режим, свою стратегию пилотирования мотоцикла. По цифрам сказать затрудняюсь – у всех разный порог передвижения на одной и той же поверхности. Человек должен ехать в зоне своего комфорта. Как только вы начинаете из нее выходить – всегда может случиться что-то неприятное.


– Я всем с самого начала говорю: друзья, вы сели на мотоцикл, и вы – рыбка в стае пираний. Вы сами за себя отвечаете – и никто более. Искать виноватых вокруг себя – бессмысленно. У них четыре колеса, у вас – два, у них подушки безопасности, стальной кузов. Вы раздражаете их тем, что двигаетесь, а они стоят. Надо ехать на позитиве, надо ехать своей дорогой. Не надо торопиться. Не надо наглеть. Это улицы, а не трек, мы не боремся за секунды, у нас основная задача – приехать из точки А в точку Б, вернуться домой живым.

– Вы вправе сами выбирать ваш ритм и манеру движения в потоке. Старайтесь двигаться так, чтобы вас видели. Не стоит пытаться обгонять машины по встречной полосе – наверняка найдется та «ГАЗель», которая захочет повернуть через две сплошные. Не стоит совершать резких ускорений со светофора. Мотоцикл и так динамичнее автомобиля.

– Важна не скорость входа в поворот, а скорость выхода из поворота. Лучше сделать более безопасное торможение, более безопасный вход в поворот, и раньше открыть газ – разогнаться. Если человек превысил скорость входа в поворот и не был готов к тому, что может случиться с мотоциклом – ему вряд ли что-то поможет. А инстинкт самосохранения только помешает. Первое, что он сделает – закроет газ, а этого нельзя делать ни в коем случае.

– Если вы попадаете на срез асфальта – ничего страшного в этом нет, просто поменялась дорога. Никаких резких движений, никаких резких открытий или закрытий газа, никаких хватаний за передний тормоз. Как можно спокойней, как можно расслабленней. Самое главное – не испугаться. Если человек испугался, то дальше он не контролирует себя, им управляют мозг и инстинкты самосохранения. Мозг думает, что делает правильно, что нужно быстро остановиться и резко закрыть газ. А газ нужно, наоборот, прикрывать плавно.

Про шины и наклоны:

– По-хорошему, надо с утра, не торопясь, греть колеса. Можно поиграть с давлением. Цифры давать совершенно неправильно, все зависит от того, насколько вы активны, как сильно откручиваете ручку газа.

– Надо избегать больших серьезных наклонов мотоцикла, пока покрышки не пришли в рабочее состояние и асфальт не прогрелся на солнце.

– Я считаю большой ошибкой, когда на начальном обучении пытаются до участника донести навыки спортивного стиля пилотирования мотоцикла. И это небезопасно с точки зрения движения по дорогам общего пользования. Спортивный стиль пилотирования подходит для специальных площадок и треков.

– Для спортсменов существуют специальные дождевые шины, работают они изумительно, но и стираются достаточно быстро, потому что мягкие. Стоят они очень дорого: чтобы проехать порядка 100 км – вам придется потратить комплект таких колес. Смысла нет никакого.

Как правильно тормозить:

– Современные шины позволяют вполне безопасно передвигаться в осеннее время. Но и их возможности не безграничны. Большим плюсом на новых мотоциклах, а в данный момент мы говорим о BMW, является наличие таких систем без опасности, как ABS, трекшн-контроль. На сегодняшний день их отсутствие – это уже old school. Таких моделей мотоциклов становится все меньше и меньше. И те, кто на них ездит – вообще парни-огонь.


– Чем выше скорость, тем априори активнее работают передние тормоза. Чем более скользкое покрытие, тем более плавным должно быть нажатие на рычаг тормоза. По поводу, надо ли держать пальцы на рычаге тормоза, есть разные мнения. И каждый старается объяснить тот или иной способ. Я своим ученикам рекомендую не держать пальцы на ручке: инстинкт самосохранения работает быстрее, значит, действия на рычаге будут неконтролируемые, а это может привести к нежелательным последствиям.

– Если вы едете «бампер в бампер» даже со скоростью 60 км/ч, и не знаете длину своего тормозного пути до полной остановки, то ни за что не успеете затормозить. И никакие тормоза не помогут, никакое время реакции. Если вы отслеживаете дистанцию, скорость, вам хватит места и времени совершить действия правильно и безопасно для себя и окружающих.

Как и где учиться:

– Как показывает наша практика, уровень подготовки мотоциклиста, имеющего категорию «А», у нас на сегодняшний день низкий. В Европе такого нет.

– Можете приезжать на площадку, можете приезжать на трек – сейчас это доступно. Там можно экспериментировать, искать свою грань скорости и «держака», совершенствовать свои навыки с пониманием того, что вас там не переедет какой-нибудь КамАЗ. Существует множество мотошкол – люди ездят по одним, по другим, по третьим. Каждый раз находят для себя чего-то новое, либо отказываются от чего-то старого, потому что приходит понимание, нужно это или не нужно.

– Мы не занимаемся изначальной подготовкой мотоциклистов. Мы не занимаемся подготовкой пилотов на треке, подготовкой мотокроссменов. Мы даем навык управления нашими мотоциклами BMW, расширяем умение и навыки в управлении, учим двигаться не только по асфальту, но и по бездорожью – на тех мотоциклах, которые покупает клиент. Наша методика применима даже для тех, кто не собирается съезжать с асфальта. Потому что вы получаете ту информацию от мотоцикла, которую не получите в дорожных условиях.


– Когда мы едем медленно, мы собираем информацию для того, чтобы ехать быстро. Когда мы едем быстро – нам некогда, работают рефлексы и моторика, работают те программки, которые мы записали. Если эти программки дают сбой, значит, мы что-то где-то сделали неправильно.
– У нас в школе используются методики и упражнения, имеющие логические объяснения и применимость в ежедневном управлении. Каждый вправе развиваться дальше сам. Если возникают вопросы, он может вернуться и снова пройти тот же курс школы BMW и поехать быстрее.

О пользе тренировок:

– Если вы сами себе не доверяете, читаете чьи-то советы, но при этом не пользуетесь, не проверяете их на своем личном опыте, то вы их не освоите. Вы просто проживаете чужую жизнь, вы делаете чужие ошибки.

– Я сам каждый день приезжаю на работу, разминаюсь и тренируюсь, изучаю методики и стили, интересуюсь и не стесняюсь спросить совета у быстрых пилотов, выезжая на трек. Прошло 12 лет, как я не ездил по треку, стиль управления мотоциклом сильно изменился. Изменились и современные мотоциклы, и я не считаю зазорным поинтересоваться у молодежи, кто что делает, чтобы ездить быстро.

– Езда на заднем колесе, на переднем колесе, дрифт – это вид спорта. Чтобы их делать в совершенстве, вы должны посвящать себя ежедневным тренировкам, падать и вставать. Вы должны отдавать себя этому – работать на 100%. Но чтобы дойти до таких навыков владения техникой, надо потратить очень много времени. А когда вы потратите очень много времени – вы себе не позволите заниматься этим на дорогах общего пользования.

– Если человек тренируется, то он готов, ощущает всеми фибрами души поведение мотоцикла. И ему все равно, асфальт под колесами, или грунт, песок, камни. Если же вы не готовы, то начинаете говорить: «Ой, мне не хватило тормозного пути, я не понимаю, как это все произошло», или «Я ехал в пробке, и резко открылась дверь». Это отмазки. Зачем ехать в пробках со скоростью плюс 40, когда стоят машины? Можно ехать эти плюс 10 километров в час спокойно и все равно приедешь первый. Это все отмазки.


– Осень – это великолепное время, чтобы заняться собой. Зима – это великолепное время, чтобы попробовать свои силы в езде на мотоцикле по ледяному треку на шипах, открыть для себя новые ощущения и еще больше раскрыть свой потенциал. Весной можно начинать где-то путешествовать, если есть возможность – в теплых странах кататься, потихонечку открывать себе сезон. Мотоциклисту важны баланс, скорость, реакция. Для этого есть игровые виды спорта. Не обязательно делать из себя спортсмена, но можно делать из себя пилота, готовиться к следующему сезону в комфортных условиях.

Евгений Багдасаров

Оригинал: http://blogi.autonews.ru/?r=entry/view&id=551776

3839
Изображение