ХЗ: Что нужно знать про шины
В рубрике "Хочу Знать" #ХочуЗнать мы публикуем информацию про шины.
Безопасность езды зависит от выбора правильных шин, их регулярного осмотра, контроля давления, и их своевременной замена.
***Осмотр и техническое обслуживание***
.
Правильное давление воздуха является определяющим для правильной работы шин и их срока службы. Недокачка или перекачка могут привести к ухудшению тормозных характеристик, трудностям при рулении, внутренним повреждениям из-за чрезмерного прогиба, и отставанию от обода. Перекачка может уменьшить площадь контакта с дорогой (и, следовательно, силу торможения) и жесткую реакцию на неровности дороги.
.
Проверку давления необходимо проводить при холодных шинах (не менее трех часов с момента последней поездки), как часть вашей ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПОЛНОЙ ПРОВЕРКИ ПЕРЕД ДАЛЬНИМ ПУТЕШЕСТВИЕМ (ОППДП) а также периодически не менее одного раза в неделю.
.
Величину давления для вашего мотоцикла вы можете узнать из Руководства по эксплуатации или по шильде на раме мотоцикла. Там может быть два набора рекомендаций давления в шинах (а также настройки подвески): для езды без пассажира и с пассажиром и / или грузом. Не превышайте максимальное давление, указанное на боковине шины.
.
Никогда не перегружайте мотоцикл, так как, это может привести к повреждению шин (См калькулятор предельной нагрузки ниже).
Регулярно проверяйте глубину протектора. Шины имеют небольшие метки износа в канавках протектора. Когда протектор изнашивается до уровня износа стержней (остается 1/32 дюйма протектора), канавки стираются и шину необходимо заменить. Некоторые производители рекомендуют заменить шины, когда остается 2/32 или 3/32 дюйма протектора. Хотя может казаться, что осталось еще достаточно толщины протектора, но такие шины плохо исполняют свою функцию в связи с тем, что стерлись водоотводящие канавки и повышена опасность прокола из-за толщины шины.
Для быстрой проверки вставьте копейку в паз в центре вашей шины, 2/32 дюйма это примерно там, где начинается герб. В дополнение к проверке глубины протектора, осмотрите поверхность покрышки на наличие неравномерного износа, порезов, инородных тел, выпуклостей и трещин боковых стенок.
Каждый раз, когда вы едете, шины проходят «тепловой цикл", от температуры окружающей среды до рабочей температуры и снова охлаждаясь. Каждый такой цикл постепенно приводит к затвердеванию шин.
Внутренние химические реакции вызывают старение и затвердевание шины даже если она не использовалась. Шины поглощают нефтепродукты с дороги, что ухудшает качество резины. Поэтому старые шины нужно заменять, даже если у них хорошие протекторы. По этой же причине не стоит покупать бывшие в употреблении шины, если из-за недостатка опыта вы не можите определить сколько тепловых циклов они прошли и каков их возраст.
.
Эта фотография показывает, как вода выдавливается шиной.
Резина хуже выполняет свои функции, когда она холодная, чем когда разогретая. Шины разработаны для обеспечения максимальной тяги на конкретных температурах. Ездите умеренно первые нескольких километров, что позволит вашим шинам прийти к правильной рабочей температуре. Профессиональные гонщики используют электрические нагреватели для предварительного нагрева шин, таким образом они достигают максимального сцепления с грунтом.
***Выбор шин***
.
В Руководстве для вашего мотоцикла должны быть указаны размер шин, вид (радиальные или диагональные, камерные или бескамерные), диапазон нагрузки и скорости, а также марку шин, установленных в качестве оригинальных. Кроме того, шины разделяются на передние и задние. И передние, и задние шины должны соответствовать друг другу по марке и модели. Шины должны быть установлены таким образом, чтобы боковые стрелки соответствовали направлению движения.
Мотодилеры могут порекомендовать различные маки и типы шин, которые лучше всего соответствуют вашему мотоциклу и стилю езды.
Протектор устроен так, что обеспечивает упругое соединение посередине колеса для увеличения срока службы при езде по прямой, и мягкое соединение на внешних краях для дополнительной тяги в поворотах. Отметим также, что различный рисунком протектора может влиять на то, как ваш мотоцикл ручки. Например, некоторые модели будет работать в дождь, разрезая лужи.
Никогда не устанавливайте шины от легкового автомобиля на мотоцикл. Профиль шины автомобиля несовместим с ободом мотоцикла.
***Боковина шины.***
.
Каждая шина должна иметь серийный номер на боковине. Серийный номер начинается с букв "DOT" и заканчивается четырьмя цифрами кода даты (если есть только три цифры, шина была, сделанна до 2000 года и должны быть уничтожена). Четыре цифры обозначают неделю и год
производства. Например, код "4510" на первой фотографии означает, что шина была произведена в 45 неделю 2010 года. На боковине также будет код, указывающий размер, индекс нагрузки и индекс скорости, как показано на этих примерах.
Первое число номинальная ширина протектора в миллиметрах, 160 мм на втором фото, 120 мм на третьем. Второе число это соотношение (соотношение высоты шины протектора и ширины), который указано в процентах. Так для 160/60 высота шины составляет 60 процентов от ширины протектора, или 96 мм; для 120/80 высота шины составляет 80 процентов от ширины протектора, которая также случается 96 мм. Некоторые шины используют буквенные или дюймовые обозначения вместо миллиметров, как показано в таблице.
.
На втором фото "R" означает радиально-слойная конструкция.
На третий "-" означает смещение.
"B" будет означать диагонально-опоясанная.
Далее идет диаметр обода в дюймах: 17 на втором фото, 18 на третьем.
"M / C" означает, что шины были разработаны для мотоциклов
Следующий набор символов указывают индекс нагрузки и индекс скорости."69" и "62" указывает, какую максимальную нагрузку шина может нести (см Диаграмму индекса нагрузки ниже) на скорости, указанной индексом скорости "(W)" и "H" соответственно (см таблицу индексов скорости). Обратите внимание, что на графике W в скобках имеет друге значение, чем W без скобок. Также обратите внимание, что шины с "W" или "(W)" индексом скорости определяются по "Z" перед кодом марки в шине.
Есть шины, разрешенные для дорог общего пользования, расчитаные на разрешенные скорости, а есть предназначенные только для использования на определенных высокоскоростных европейских дорогах.
***Монтаж шины***
.
Шины должны быть заменены и сбалансированным профессиональным механиком. У профессионалов есть необходимые инструменты, чтобы предотвратить повреждение борта шины, который должен прижиматься вплотную к краю, чтобы обеспечивать герметичное уплотнение, и у них есть оборудование, которое может выполнять балансировку для защиты колеса от вибрации. Нипель с резиновой трубкой должен заменяться каждый раз, когда меняется шина. Новые шины обычно имеют скользкую поверхность. Не перенапрягайте их первых 200 километров, чтобы поверхность шины приобрела "потертость" и обеспечивала максимальное сцепление. Это также даст вам время, чтобы приспособиться к ним
Так как мотоцикл одноколейный в отличии от автомобиля, шины для мотоциклов совершенно отличны от автомобильных. В то время как автомобильные шины имеют довольно плоский профиль и пятно контакта, у мотоцикла шины имеют U-образный профиль и пятно контакта, изменяя размер и форму при прохождении поворотов. Шины для мотоциклов относительно узкие, что ограничивает их возможности захвата дороги. Кроме того, сцепление делится между несколькими силами, создаваемыми при торможении, поворотах и ускорении. Чем больше угол наклона при повороте, например, тем менее усилие торможения. Чем быстрее вы ускоряетесь, тем меньше сцепление с почвой. Есть несколько причин, из-за которых адгезия между резиной и дорогой может быть нарушена: поверхность шина потеряла свою эластичность, из-за низких температур, старения, дождевой воды, моторного масла, листьев, гравия, песка, грязи и т.д.
***Повреждение шины***
.
Повреждение шины может возникнуть внезапно и может вызвать панику даже у опытных райдеров. Вы можете почувствовать вибрацию или замедление в зависимости от причины. Если возникает прокол, держитесь крепко на руле, едьте прямо и аккуратно сбросьте газ. Избегайте наклона мотоцикла или резкого торможения. Применение тормоза на колесе с плохой шиной может привести к отделению шины от обода, что приводит к потере управления. К счастью, падения являются редкостью при использовании бескамерных шин. Если шина проколота, ее можно залатать, но ремонт следует рассматривать как временную меру. Некоторые производители не рекомендуют ремонтировать отверстия больше, чем ¼ "в диаметре для радиальных шин или проколы в боковой стенке и использование жидких герметиков. Скорость не должна превышать 50 миль в час в течение первых 24 часов после ремонта и ремонтированная шина никогда не должны использоваться при движении быстрее80 миль в час.